Бизнес больших дорог

Туристы бывают разные. Одни приезжают в Волгоград с твердым намерением насладиться красотами южного города. Для других транзитников и дальнобойщиков регион является всего лишь привальной точкой на пути к конечному пункту назначения. Создание достойных условий для проживания этой категории туристов основная задача предпринимателей, которые решили инвестировать в придорожный бизнес. Власти районов и поселений не меньше бизнесменов заинтересованы в этом предприниматели помимо создания новых рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет занимаются формированием нового, более современного облика территории.

Как придорожная трава

О том, сколько придорожных гостиниц действует в пригороде Волгограда, официальная статистика умалчивает. По мнению директора волгоградского филиала Ассоциации гостиничного бизнеса Виктора Зверева, развитие официальной сети кемпингов и дешевых гостиниц на подъездах к городу требует особого внимания. «Их основная задача отсекать транзитников и дальнобойщиков, которым нет необходимости заезжать и останавливаться непосредственно в городе», считает В. Зверев. С ним согласен директор ГУ «Центр туризма» администрации Волгоградской области Игорь Шувариков: «Городские гостиницы не удовлетворяют существующей потребности в местах размещения, а в свете их общей нехватки пригородные отели могли бы исправить ситуацию». К счастью, этот маленький, но привлекательный сегмент рынка уже осваивается местными предпринимателями. Но по ощущениям, рынок этот настолько беден, что появление новых игроков похоже на праздник.

С 1999 года в Калачевском районе на трассе «Волгоград-Ростов» действует небольшой гостиничный комплекс «Дом-сервис». А в Городищенском районе на 13-м километре федеральной трассы «Волгоград-Москва» соседствуют сразу два придорожных отеля. Мини-гостиница «Балчуг» объемом 10 номеров была построена в 2000 году. Прошлые хозяева в свое время не уделяли должного внимания бизнесу, в результате потеряли многих постоянных клиентов. Но в 2004-м началось его возрождение: сначала нынешние владельцы взяли в аренду здание гостиницы, а через несколько месяцев, воспользовавшись банковским кредитом, полностью выкупили его у собственника. Затраты на покупку составили около 7 млн рублей.

Соседний отель «Спутник» на 12 номеров открылся в августе этого года. Главной сложностью на пути к открытию стал процесс выделения земельного участка. «Когда началось проектирование гостиницы, объявилось сразу 4 хозяина этой земли районная власть, муниципальное образование, колхоз и Тамбовское управление автомобильных дорог, говорит директор ООО «Альтернатива», владелец гостиницы «Спутник» Сергей Бараков.

- Когда решили эту проблему, началось не менее трудо- и финансово затратное согласование проектной документации с многочисленными контролирующими инстанциями». По утверждению Сергея Баракова, порядка 25% общей себестоимости проекта ушло на оформление документов. В общем же строительство мини-отеля сегодня обойдется в 10-12 млн рублей.

Номер для рыбака

В летние месяцы клиентами придорожных мини-отелей являются туристы и отпускники, проезжающие транзитом из северных регионов на морские берега и обратно. Зимой же основной контингент составляют командировочные и бизнес-туристы, прибывающие в город на всевозможные форумы и семинары. В апреле и октябре рыбаки и охотники. Большинству из них нужно только переночевать, искупаться и поесть, поэтому стоимость номеров формируется в расчете на сутки и на 12 часов. Цена одноместного номера в отеле «Балчуг» 1200 рублей за 12 часов проживания, а койкоместо в общих апартаментах 350 рублей. В «Спутнике» цены не уступают волгоградским: двухместный номер со всеми удобствами обойдется в 3 тыс. рублей в сутки, 1,5 тыс. с одного человека или 750 рублей за ночевку. Номер без холодильника 2,6 тыс. рублей, а номера эконом-класса с общим душем и туалетом 1 тысяча в сутки с человека или 500 рублей за ночь. В гостинице «Дом-сервис» стоимость проживания варьируется в зависимости от времени года. С весны до осени койкоместо в номерах эконом-класса на двух и трех человек обойдется в 250 рублей, двухместный «люкс» 1800, четырехместный 2000. В зимнее время цены снижают на 50-100 рублей.

Наполняемость всех гостиниц в летние месяцы составляет 100%, но подсчитать среднегодовую наполняемость оказалось непросто. Городищенский «Спутник» начал работать на прием всего 2 месяца назад, поэтому такой статистики пока нет. Хотя уже в сентябре отель был заполнен на 30%. «Дом-сервис», хоть и принимает гостей уже 8 лет, но зимой часто работает в убыток. Официальные цифры смог предоставить отель «Балчуг». В августе и сентябре при 100%-ной наполняемости постоянные клиенты бронируют места за 2 месяца. В октябре наблюдается спад клиентуры до 90%, и резкое падение в ноябре и декабре до 50%. Самые сложные зимние месяцы, когда отель заполнен всего на 20-30%. Но начиная с марта количество посетителей снова растет. В итоге среднегодовая наполняемость составляет 56%.

Отдых без развлечений

Основная задача придорожных гостиниц предоставить людям возможность принять душ, с комфортом переночевать, спокойно оставить на стоянке свою дорогую машину и качественно поесть. Громкая музыка, игры и развлечения здесь лишние. И все же услуги часто приносят мини-отелям дополнительный доход кафе и ресторан, автостоянка, небольшой магазин, АЗС. На втором этаже «Спутника» в скором времени разместится развлекательный комплекс небольшие сауны, бильярдная, бар. Это делается для того, чтобы привлечь туристов из Волгограда. Прозорливые хотельеры делают ставку на волгоградцев, которые предпочитают отдыхать за городом, причем не в палаточном городке, а в комфортном заведении. Предполагаемые затраты на обустройство второго этажа «Спутника» около 1,5 млн рублей. В отеле «Балчуг» строится сауна, также готовится эскиз второго этажа, благодаря надстройке которого в отеле прибавится еще 20 номеров. В планах перестройка кафе, а в дальнейшем реконструкция здания и автостоянки. Персонал гостиниц составляет 10-20 человек: горничные, администраторы, повара, посудомойщицы, бармены, бухгалтера, водители. Руководство каждого отеля старается обеспечить заведение охраной, ведь кроме гостеприимных отелей на больших дорогах встречаются и разбойники. Охрану территории обеспечивают штатные сотрудники или работники охранных фирм. В этом случае в отеле круглосуточно дежурит 2-4 человека, у которых есть план территории, схема расстановки машин на автостоянке и тревожная кнопка. Затраты на содержание придорожной гостиницы, по данным ООО «Балчуг», составляют около 300-400 тыс. рублей в месяц. Примерно 30% от оборота уходят на закупку продуктов. Остальная сумма идет на зарплату и премиальные работникам, плату за электроэнергию и другие расходы. Доход заведения составляет около 60%. «Этот бизнес требует ежедневного присутствия и участия, считает соучредитель ООО «Балчуг» Игорь Кицан. Необходимо контролировать качество обслуживания клиентов и добросовестность персонала». В результате, когда новое руководство «Балчуга» приняло отель из рук бывшего собственника, удалось вернуть многих потерянных клиентов.

На первых порах не стоит экономить на рекламе. В сентябре на рекламную кампанию отеля «Спутник» затрачено порядка 100 тыс. рублей: заказаны визитки, радио- и ТВ-ролики, рекламные баннеры, статьи в печатных СМИ. В настоящее время руководителям крупных компаний рассылаются информационные письма о том, что гостиница может разместить приезжающих к ним бизнес-туристов. А когда работа будет налажена, затраты на рекламу снизятся примерно до 30 тыс. рублей ежемесячно.

Конкуренция на нуле

По оценкам участников, перспективы развития этого рынка самые радужные. В нашем регионе эта ниша еще пустует, а конкуренция практически равна нулю. Именно поэтому с первого месяца работы «Спутник» вышел на 30%-ную наполняемость, в то время как в городе она составила бы порядка 5%. Поэтому при проектировании руководство отеля не пугало даже близкое соседство с успешным «Балчугом». «Наше преимущество в нашем соответствии всем современным требованиям, говорит Сергей Бараков. В то время как соседний отель строился по старым проектам, которые на сегодняшний день несколько устарели. Кроме того, недавно стало известно о перспективах строительства оптового таможенного терминала напротив нашей гостиницы. Это создаст дополнительный приток клиентов». Основную конкуренцию мини-отелям составляют торгово-спальные вагончики, неофициальные гостиницы и частные лица, стоящие на обочинах с плакатами «Ночлег». Все они демпингуют на рынке, но при это не отличаются достойными условиями проживания или сервисом. Их услуги востребованы в основном водителями-дальнобойщиками, которые в целях экономии средств ищут услуги подешевле. Неофициальные отели действуют в обход закону. Например, администрация Иловлинского района уже не первый год борется с владельцами придорожного мотеля, расположенного на 888-м километре трассы «Волгоград-Москва». У них отсутствуют документы на землю и разрешения на предоставление гостиничных услуг. Частники действуют быстро и в обход закона, а районные власти вынуждены действовать по правилам, что дольше и дороже. В общем же низкая конкуренция на рынке свидетельствует о прекрасной возможности его заполнения. Например, ООО «Альтернатива» планирует строительство второго мини-отеля на этот раз в Иловлинском районе. А, по мнению Игоря Кицана, в области есть несколько ключевых точек, где можно смело разместить с десяток подобных отелей. Главное создать хорошую репутацию заведения. «А если работать с хорошими показателями, не тратить много денег на личные нужды, то бизнес полностью окупается за три года», свидетельствует Игорь Кицан.

ЦИТАТА

Директор ГУ «Центр туризма» администрации Волгоградской области Игорь Шувариков:

- Городские гостиницы не удовлетворяют существующей потребности в местах размещения, а в свете их общей нехватки пригородные отели могли бы исправить ситуацию.

Анастасия КУВШИНОВА