«Сибирь» уводят по-английски

Смена руководства Волгоградского аэропорта совпала с конфликтом, возникшим между этим предприятием и авиакомпанией «Сибирь». Первая размолвка произошла в конце июля, но тогда на стороне «Сибири» выступила Росавиация, и полеты не прекратились. 2 октября конфликт получил новый виток: аэропорт объявил «сибирякам» о своем отказе во взлетной полосе, а Росавиация требует увольнения генерального директора волгоградского аэропорта.

Со дня обострения конфликта из Волгограда не смогли вылететь уже 4 борта компании «S7 Airlines» (ранее «Сибирь»). Лишь утром 5 октября покинуть город удалось борту, выполняющему рейс 1164, на котором находились 80 граждан США. «Российских пассажиров не выпускают, а иностранцам это удалось. Дискриминация», прокомментировал избирательность руководства портом директор волгоградского филиала авиакомпании «Сибирь» Виктор Рузляев. Конфликт между авиакомпанией и волгоградским аэропортом, возникший в середине нынешнего лета, перешел в новую стадию.

Итак, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Волгоград» (МАВ) Сергей Ильяшенко, совсем недавно вступивший в эту должность, объявил о расторжении договора с «Сибирью» в одностороннем порядке и подал иск в арбитражный суд, на рассмотрение которого сами же истцы в назначенное время не явились. Слушания по делу в этой связи перенесены на 20 октября. Как заявляет ответчик, в договоре новый гендиректор усмотрел юридическую ошибку с одной из сторон документ подписан неуполномоченным лицом. Но не эту претензию г-н Ильяшенко называет первостепенной и основной. В своих интервью он говорит, что «Сибири» отказано по экономическим соображениям. «Сибирякам» вменяется в вину задержка платежей за услуги аэропорта, демпинговые цены, которые те используют в своей тарифной политике и, как следствие, вытеснение других перевозчиков с волгоградского рынка авиаперевозок. Речь, в первую очередь, о компании «Волга-Авиаэкспресс», которая в Волгоградской области является базовой. Последняя причина указывается и в письме, которое в адрес аэропорта направило руководство Волгоградской области еще в июле.

Комментировать ситуацию на нынешний день в администрации области некому. Руководитель секретариата первого замглавы по экономике и промышленности, транспорту и связи Владимир Шилин, к которому с этим вопросом направляют из приемной В. Кабанова, так и сказал: ситуацией не владею, лучше взять информацию из других газет. По мнению источника «ДП», пожелавшего остаться неназванным, именно с целью поддержания компании «Волга-Авиаэкспресс» и вытеснения из области «Сибири» был назначен новый руководитель МАВ Сергей Ильяшенко. Йошкар-олинский аэропорт, чьим генеральным директором он являлся до нового назначения, располагал небольшим авиапарком, а годовой пассажирооборот составлял лишь несколько сотен человек в год. Теперь он руководит волгоградским аэропортом, имеющим международный статус. 4 октября разбираться в создавшейся конфликтной ситуации в аэропорт прибыли представители транспортной прокуратуры. По мнению представителей «Сибири», госнадзиратели приняли сторону МАВ, дабы не конфликтовать с областной администрацией. Тем не менее, руководство Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), и ранее активно заступавшееся за «Сибирь», направило в Росимущество требование рассмотреть вопрос об увольнении С. Ильяшенко. В ответ на действия МАВ «Сибирь» подала встречный иск, где третьим лицом указала управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «Если бы в Волгограде был другой аэропорт, мы бы пользовались его услугами. Но он один и является естественным монополистом, потому мы надеемся, что в суде нас поддержит ФАС», прокомментировал дальнейшие действия «Сибири» Виктор Рузляев. В ходе боевых действий в аэропорту ходили слухи, что волгоградский аэропорт не сертифицирован для приема «Боингов», которые использует на своих воздушных линиях «Сибирь». Сведения не подтвердились, акты есть. Основанием для разговоров могли послужить запросы компании о приеме бортов «Боинга» и аэробусов А319, направленные в адрес МАВ, на которые так и не было получено ответов. Однако именно аэробусом А319 в наш город летом прибыл президент Венесуэлы, большой друг губернатора Уго Чавес. А вообще-то принимать «Боинги» мечта С. Ильяшенко. В конце сентября, отвечая на вопросы газеты «Воздушный транспорт», он рассказал, что Волгоградский нефтеперерабатывающий завод начинает выпускать топливо марки RRJ, которое рекомендовано для заправки самолетов иностранного производства, причем в России только еще один завод его выпускает. «С этой точки зрения, эксплуатация воздушных судов Airbus и Boeing становится более целесообразной у нас», считает С. Ильяшенко.

ПРЕДЫСТОРИЯ

17 июля курирующий транспорт первый вице-губернатор Владимир Кабанов под предлогом заботы о безопасности пассажиров поручил генеральному директору волгоградского аэропорта С. Ильяшенко «принять меры по ограничению полетов в аэропорту «Волгоград» авиакомпании «Сибирь» до окончания расследования авиационных событий на самолетах этой авиакомпании». Директору было также рекомендовано привлечь другие авиакомпании для удовлетворения спроса пассажиров. В дальнейшем ни руководство аэропорта, ни обладминистрация уже не скрывали, что изгнание «Сибири» связано не с безопасностью полетов, а с ценами, по которым «Сибирь» продает билеты. Такие цены на самом деле угрожают безопасности но не пассажиров, а авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс». В дальнейшей переписке заинтересованных ведомств открыто называют потери местной авиакомпании, количество нетрудоустроенных работников и так далее.

Елена СИЛАНТЬЕВА