Мама за партой

Считается, что взрослый человек учится в школе три раза: один раз сам, второй - с детьми, а третий с внуками... Если так, то я сейчас получаю второе среднее образование вместе с дочерью-пятиклассницей. Школы в России сегодня проповедуют политику открытости, поэтому в любое время родитель может прийти на урок и понаблюдать, насколько усердно учится ребёнок, и не притесняют ли его учителя.

Так, субботним утром я отправилась в нашу гимназию. Номер называть не буду, дабы не обвинили в пиаре, хотя с конкурсом у этого заведения и так всё в порядке. Посещение школы обернулось для меня рядом открытий, скорее психологических, чем научных, и скорее приятных, чем неприятных. На уроках при ответах дети не встают ни в первом классе, ни позже. Зачем терять время - объясняют учителя. А почтение учителю школьники могут выразить и иначе, через искренний интерес к учёбе, например. Домашние задания на тех трёх уроках, где я побывала, проверяли тоже совсем иначе, чем помнилось мне по школьному детству. Весь урок учителя - русского, английского языка и математики - проводили в режиме постоянного диалога со всем классом и с каждым учеником в отдельности. То есть все 25 учеников были вынуждены сохранять непрерывное внимание - потому что коротких вопросов-ответов за 40 минут урока прозвучало более сотни. Третье открытие, которое не назовёшь приятным для меня, это тот уровень знаний, с которым имеют дело нынешние пятиклассники. Прямо скажем, теория языка, которую они проходили, оказалась тёмным лесом для меня и для других родителей-визитёров. Морфемный разбор, этимология слова, опорные конспекты - такими понятиями оперировали наши дети... Честно говоря, проверять уроки своей дочери мне уже становится не под силу. Готовимся к ЕГЭ - объясняют учителя, - там легче не будет. То ли доктор Спок всё же укрепился в нашем сознании, то ли свобода стала частью жизни, но сложилось ощущение, что учителя относятся к детям как к равным. Во всяком случае, уровень давления на школьника, как на представителя племени младого и поэтому нерадивого и незнающего, как мне показалось, со времени моего школьного детства снизился в разы. Может быть, картинка получилась чрезмерно идиллической. Но проблемных материалов о недостатках современной школы в прессе и так хватает. И напоследок... Да, зарплата у учителей, особенно начинающих, по-прежнему оставляет желать лучшего. Да, статус учительской профессии пока ещё далёк от должного. Но система грантов - президентских, региональных и местных - сделала важное дело. Но те 50-500 тысяч рублей, которые учителя-инноваторы получают как бонус от власти, которая пока не способна на большее, -они крайне важны. Директор Нижнечирской сельской школы не так давно рассказал мне - компьютеры есть у всех учителей. Отпускные или гранты по традиции направляются на покупку этого важного помощника в современном образовательном процессе. Ну а в городских школах и вовсе не редкость услышать от маститого учителя - выиграл, дескать грант, поеду в Италию или Испанию... Это тоже правильный знак...

Анна ГОРОДНИЧАЯ, просто мама