«Золотой откат» Рунета

Курс на освоение госчиновниками интернет-пространства был объявлен ещё в 2002 году - созданием нацпроекта «Электронная Россия». Перевод российской бюрократии на цифровую основу стал за это время одним из лейтмотивов выступлений министров, экспертов и президентов. Дмитрий Медведев даже завёл видеоблог на YouTube, желая подстегнуть личным примером многочисленные госведомства. Рунет быстро оказался «золотым дном» для чиновников: официальные документы о тендерах на разработку сайтов для министерств и ведомств предлагают миллионы только за «мастер-классы» по продвижению государственных интересов в каких-нибудь «Одноклассниках». При этом сами IT-специалисты выполняют эти работы за доли процента от исходной суммы. О тысячепроцентном профите и цифровом будущем российской бюрократии читайте в материале «Нового Региона».

Курс на всеобщую интернетизацию госаппарата был объявлен ещё в 2002 году, став нацпроектом «Электронная Россия». Разработчики программы пообещали 7 лет назад возможность для граждан напрямую общаться с чиновниками через интернет, перевод в электронный формат большинства бумажно-справочных услуг и возможность общественного контроля над деятельностью госструктур. Кстати, в мире система «электронного правительства» действует и развивается уже многие годы. В ряде европейских стран через интернет можно оформлять широкий список справок, лицензии, пособия, не посещая лично то или иное ведомство. Также в развитых государствах практикуются различные формы электронного участия в выборах, широко распространены чаты и форумы, где избиратели в режиме он-лайн общаются с представителями власти. Российский нацпроект также обещал создать подобные системы для общения с властью. И небольшой прогресс можно было наблюдать - к 2005 году страна поднялась в рейтинге ООН по степени готовности к электронному правительству до 50-го места из 192 стран. А с начала президентства Дмитрия Медведева процесс вроде бы обещал ускориться - видимо, благодаря личному блогу главы государства на kremlin.ru и многочисленным выступлениям, в которых объявлялся курс на инновационное развитие. Однако, по данным последнего исследования ООН по интернетизации мирового чиновничества, за последние годы Россия скатилась до 60-го места в рейтинге, немного опередив Южную Африку, Венесуэлу и Маврикий (первое место предсказуемо заняла Швеция, где в парламент в этом году попала даже партия интернет-пиратов The Pirate Party). Стоит отметить, что исследователи UN E-Government Survey учитывают не только наличие у госведомств интернет-страниц, но и эффективность их работы и возможность «удалённого» взаимодействия граждан с госорганами.

По всей видимости, этот момент и подвёл нарождающуюся российскую интернет-бюрократию. Замедленные темпы интернетизации страны аналитики поначалу были склонны объяснять «сопротивлением консервативных управленцев». Однако объём бюджетного финансирования для создания «электронного правительства» вместе с периодическими публичными встрясками от первых лиц помогли убедить даже наиболее стойких приверженцев бумажек с печатями. Бюджетная щедрость ради перевода отечественной бюрократии на электронный рельсы не знала и до сих пор не ведает границ. Сайт правительства Москвы www.mos.ru обошёлся бюджету столицы почти в 40 млн рублей. А один из «дочерних» проектов городского правительства - «Детский портал города Москвы» - в 45,9 млн рублей, или в $1,7 млн. Конкурс на создание портала был выигран в 2007 году компанией РБК СОФТ, а сам портал - запущен 1 сентября того же года. Правда, на форуме IT-издания холдинга РБК - CNews.ru, где было торжественно объявлено (с парадными портретами и видеотрансляцией церемонии) об открытии проекта, вдумчивые читатели искренне изумились - на что были потрачены бюджетные деньги: «Позор, господа... Контент ужасный!». Одной из поставленных ещё 7 лет назад целей - приоткрыть для общества часть функционала госорганов - добиться почти удалось. Самым ярким примером стал официальный сайт для размещения информации о госзаказах zakupki.gov.ru. Проект стал неисчерпаемым источником коррупционных скандалов. То выяснится, что в кабинет главы МВД срочно понадобились позолоченные кровати из ценных пород дерева, то новосибирские милиционеры размещают заказ на тумбочку за полмиллиона, администрации мегаполисов заказывают золотые «ёршики» для унитазов, а ведомства, призванные контролировать исполнение законов другими ведомствами, пытаются обзавестись многомиллионными авто с массажными креслами. После обнародования заявки исчезают, ведомства извиняются, представляя несостоявшиеся конкурсы «инициативой отдельных лиц». Но один из самых ярких скандалов оказался связан с самим порталом госзакупок. Весной этого года в СМИ прошла информация, что госзаказы на этом сайте выписываются с использованием латиницы и различных кодировок, чтобы отсечь «ненужных» исполнителей. Сначала пообещала наказать заказчиков и всех причастных ФАС. Затем эту информацию доброжелатели «слили» в президентский блог, и пообещал «наказать виновных» уже Дмитрий Медведев. В итоге исправление движка сайта госзакупок в Минэкономразвития оценили в 115 млн рублей и разместили заявку на этом же сайте. Причём 103 млн было предложено за «разработку программного обеспечения Общероссийского официального сайта в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов», а также ещё 12 млн - на «развитие» этого сайта. На этом фоне выглядят вполне невинными заявки на создание сайтов госведомств. К примеру, сайт Пенсионного фонда РФ обошёлся бюджету «всего» в 3,8 млн рублей. Исполнителями была выбрана контора ООО «НОТАМЕДИА», причём исполнители сэкономили бюджету примерно 700 тысяч: в заявке предлагалось 4,5 млн. Руководитель Notamedia Адриан Крупчанский в комментариях изданию iToday.ru возмущенно заметил: «Любому, кто делал проекты такого уровня, понятно, что 3,8 млн - абсолютно адекватная сумма». Правда, на следующий день после этого интервью портал стоимостью в 3,8 млн перестал функционировать. А после восстановления работы сайта Пенсионного фонда блоггеры обнаружили, что часть контента заполнена продукцией «генераторов текста»: многозначительными статьями вроде «Экваториальный калиево-натриевый полевой шпат в XXI веке» и т.д. Реализация «стратегии развития информационного общества» обещает в ближайшее время ещё большие сюрпризы. Дело в том, что проект «Электронная Россия», запущенный в 2002 году, должен состояться к 2011 году. То есть, уже через 2 года (прошло, напомним, 7 лет), по замыслу госстратегов, можно будет поставить на учёт автомобиль по электронной почте, оформить загранпаспорт через интернет или высказать высокопоставленному чиновнику свои претензии на форуме. Всего к 2011 году гражданам обещают перевести в электронный вид более 70 услуг: таможенное оформление товаров, регистрация недвижимости, автомобилей, граждан по месту жительства и так далее. О «дедлайне» начинают напоминать и главные идеологи «интернетизации» госорганов. «Что мы продвинули? Да ни фига мы не продвинули!» - так резко оценил процесс создания электронного правительства на одном из последних совещаний президент Дмитрий Медведев. Исполнение некоторых сайтов, кстати, президент назвал «сапогами всмятку» - за небрежность исполнения и запутанность навигации.

Результатом гневной критики стало недавнее появление у Минкомсвязи плана действий «по переходу к исполнению государственных функций в электронном виде». Но для начала Минкомсвязи решило привести в «современный вид» собственную деятельность, что было оценено на том же сайте госзаказов в 46,8 млн рублей. Только за составление концепции информационной политики министерства (буквально - за план работы) бюджет готов заплатить 500 тысяч рублей. Создание проекта портала Минкомсвязи (отметим, ещё не самого портала) оценивается в 12 млн. Тому, кто подскажет чиновникам связи, как правильно освещать в прессе «общественно значимые события в сфере массовых коммуникаций», достанется бюджетный «приз» в 5 млн рублей. Столько же обещано маркетологам и специалистам по PR, которые смогут подсказать чиновникам, как продвигать интересы федеральных органов исполнительной власти через социальные сети, наподобие «В Контакте» и «Одноклассников». О реальной стоимости работ, запрошенных Минкомсвязи (как и большинством госзаказчиков), можно судить и по заявкам на сторонних, специализированных сайтах. В частности, один из заказов Минкомсвязи оказался вывешен на сайте удалённой IT-работы Free-lance.ru, где за один из министерских проектов предложили... 10 тысяч рублей. Оценили ценовую «вилку», господа? Если обратиться к официальной статистике, то ситуация с созданием механизмов электронного правительства в России оказывается плачевной. Согласно недавнему исследованию российского Института развития информационного общества (ИРИО) сегодня госучреждения не справляются с предоставлением даже элементарной информации своим гражданам. Так, места приёма граждан приведены на веб-сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52% от общего числа), а графики работы подразделений, осуществляющих приём граждан, указаны только для 21 ведомства (25% от общего числа). Другие цифры тоже не очень радуют: возможность загрузки бланков документов реализована для 43 ведомств (51% от общего числа), при этом он-лайн-передача заполненных форм предусмотрена только для пяти ведомств (6% от общего числа), а транзакционные услуги реализованы только на трёх сайтах ведомств. Проект стал неисчерпаемым источником коррупционных скандалов. То выяснится, что в кабинет главы МВД срочно понадобились позолоченные кровати из ценных пород дерева, то новосибирские милиционеры размещают заказ на тумбочку за полмиллиона, администрации мегаполисов заказывают золотые «ёршики» для унитазов, а ведомства, призванные контролировать исполнение законов другими ведомствами, пытаются обзавестись многомиллионными авто с массажными креслами.

Алексей УСОВ