Асфальт и рельсы

Дороги и общественный транспорт приоритетны для администрации Волгограда - об этом сообщил глава Волгограда Роман Гребенников на пресс-конференции, которую он провёл по итогам своей поездки на Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». Участниками конгресса были представители международных организаций, законодательных и исполнительных органов государственной власти, общественных объединений, образовательных, научно-исследовательских учреждений и хозяйствующих субъектов транспортной системы государств СНГ. Конгресс проходил под патронажем Совета Федерации РФ.

Федеральное дорожное агентство подготовило круглый стол «Опыт мегаполисов в организации дорожного движения». Его модераторами были первый вицепремьер Игорь Шувалов и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Обсуждался международный опыт, проблемы развития улично-дорожной сети, организация дорожного движения в крупных городах. На этом круглом столе выступили два мэра - Юрий Лужков и Роман Гребенников, который потом сказал журналистам, что ему было очень важно убедить федеральное правительство финансировать строительство 2-й и 3-й очередей скоростного трамвая, а также 3-й Продольной магистрали.

По словам Р. Гребенникова, для Волгограда крайне важно достроить линию скоростного трамвая, так как именно трамвай в городе перевозит 20% пассажиропотока. Для того, чтобы линия дошла до Волгоградского госуниверситета, нужно построить 4 км под землёй и 10 км на поверхности. Волгоград отличается от Ростова и Петербурга своей линейной протяжённостью, и поэтому не может себе позволить, как в тех городах, отказаться от трамвая. Однако ни городской, ни областной бюджет не в состоянии профинансировать стройку такого масштаба. Как считает мэр, в «Росавтодоре» его аргументы услышали. Вторая забота - 3-я Продольная магистраль. Уже построено 28 км на севере города, теперь необходимо построить ещё 38 км на юге, цена вопроса - около 10 млрд руб., и только лишь проект стоит около 700 млн руб., - это вдвое больше, чем город тратит на всё дорожное хозяйство. Ожидаемое завершение строительства моста увеличит транзитный поток через Волгоград - если сейчас через город идёт около 40% следующего через регион транспорта, то с пуском моста ожидается увеличение до 60%. Поэтому 3-ю Продольную нужно строить синхронно со второй очередью моста. Используя эти аргументы, Р. Гребенникову, как он считает, удалось донести до «Росавтодора» мысль о необходимости внести эту дорогу в федеральную программу дорожного строительства, рассчитанную до 2010 года. С руководителем «Росавтодора» Олегом Белозеровым у мэра была отдельная встреча, ему переданы документы, касающиеся финансирования объектов дорожного строительства на 2009 год.

- Мы подготовили проектно-сметную документацию на сумму более 1 млрд рублей, - напомнил Роман Гребенников. - Минтранс на 2009 год запланировал федеральное финансирование для Волгограда в размере порядка 600 млн рублей. Причём эта сумма вписана отдельной строкой - это важно, так как потребности сельских районов в области часто перевешивают нужды областного центра. Благодаря федеральной поддержке мы сможем обеспечить софинансирование из городского бюджета, а также ходатайствовать о софинансировании из регионального бюджета. Мы должны отремонтировать до конца года порядка 1 млн кв. м дорожного полотна, а на будущий год при таком темпе освоения федеральных денег мы, конечно, должны иметь гораздо большие результаты. Он рассказал и об участии в волгоградских делах председателя Счётной палаты России Сергея Степашина, с которым встречался в прошлом году. С. Степашин беседовал о наших проблемах с министром финансов Алексеем Кудриным, выступил на правительственном часе в Госдуме. В итоге в ноябре город получит 200 млн руб. на строительство скоростного трамвая - в дополнение к 207 млн, которые выделены раньше. Если стройку и дальше финансировать такими темпами, то к 2010 году она будет закончена.

Прокомментировал Р. Гребенников и итоги форума в Сочи. По его мнению, Волгоградская область выглядела достойно, место было удачное, и экспозиция лучше прошлогодней, но в оформлении экспозиции наш регион отстал от соседей на несколько лет. Краснодарский край, Башкортостан, Татарстан оформили такие стенды, что уходить не хотелось. «Сочинять сказки про миллионные контракты, подписанные на форуме, не буду», - сказал мэр. Форум - по его мнению, та же выставка, на которой раздают буклеты, знакомятся, чтобы в дальнейшем продолжить общение. Поэтому подписание соглашений на форуме носит условный характер: «Мы можем подписать соглашение о застройке посёлка Ангарский, однако я не могу и не имею права гарантировать инвестору, что конкурс по этому участку земли выиграет именно он. В чём же смысл подписания?» Поэтому к публичным соглашениям мэр, по его словам, относится «с юмором». Программа развития территории Ангарского посёлка в октябре будет представлена в гордуму, а конкурс состоится в 2009-м. По мнению мэра, экономический кризис коснулся строительной отрасли, банки перестали кредитовать девелоперские проекты, поэтому сегодня их возможности меньше, чем казалось. Именно с этим фактором Р. Гребенников связывает отсутствие спроса на выставленный мэрией на аукцион участок «Родниковая долина-2». По его словам, застройщики проявляли к участку интерес, однако впоследствии «Ренова», «Синара», «Пересвет» охладели к большим участкам. Отсюда и претензии по поводу неподготовленности участка, отсутствия сетей и так далее. «Если бы у города были деньги на подвод коммуникаций к участку, что бы нам помешало самим - силами УКСа - этот участок осваивать и дальше?» - спрашивает мэр, подчёркивая, что из-за отсутствия сетей цена земли низкая, 5 млн руб. за гектар - это очень мало. С сетями этот участок 300 млн руб. стоить уже не будет. Тем не менее, выступления премьер-министра Владимира Путина и принятые правительством меры убеждают мэра, что кризис - явление временное, и потому есть уверенность, что в 2009-м деньги в строительство пойдут.

Администрация Волгограда намерена увеличивать вложения в реконструкцию и ремонт дорог. Впервые в этом году только городских средств на дороги было потрачено более 400 млн руб. В следующем году город пустит на эти цели минимум 500 млн. Второй частью приоритета для мэрии стало развитие общественного транспорта, поскольку без него убрать пробки на дорогах не получится. На конгрессе в Санкт-Петербурге звучала мысль, что власти нужно не поощрять покупательский спрос на автомобили, а наоборот - стимулировать развитие общественного транспорта. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко поставила себе задачу - чтобы в городе «газелей» на маршрутах не было вообще. В Волгограде сейчас бегает 2900 «газелей»: «Нелепо ставить себе цель ликвидировать их путём запретов, - считает Р. Гребенников. - Они выполняют важную социальную функцию, дают рабочие места горожанам. Наша задача - вытеснить их экономическими методами туда, где они действительно необходимы». Экономические методы - это покупка новых автобусов, троллейбусов и достройка скоростного трамвая.