Игры с кисточкой

Художественные школы Волгограда вновь переполнены - в этом году в некоторых из них конкурс достигал трёх-четырёх человек на место. Спрос на услугу имеется, но предложений явно недостаточно. Местные школы во многом утратили свои позиции, а неместные - к примеру, московская «Школа акварели Сергея Андрияки» - пока не спешат осваивать новые рынки, ограничиваясь проведением выставок и мастер-классов.

Мы все учились понемногу

Обеспеченные родители, отдавая детей в школу или гимназию, всё чаще интересуются: а есть ли в расписании занятий уроки живописи и танца, будут ли их чада изучать изящную словесность, музыку и историю искусств? Если нет, интерес к учебному заведению резко снижается. В бюджетных группах муниципальных художественных школ мест нет вообще. Более того, по словам директора Волгоградской детской художественной школы 1 Александра Залепухина, в их школе даже на платное подготовительное отделение при 176 набранных ещё 200 детей ожидают своей очереди. Правда, сами педагоги предпочитают не называть ситуацию модной тенденцией, объясняя всплеск интереса к живописи иными причинами.

- Мне кажется, нужно говорить не о моде, а о демографических показателях, - считает педагог образцовой ДХШ Детско-юношеского центра г. Волгоград Ирина Ханько. - Хотя в прошлые годы учеников, действительно, было меньше. Сейчас у нас занимается почти 120 ребят - 60 на подготовительном отделении, и чуть меньше на основном. Расширяться мы не можем - нет площадей, хотя отказывать приходящим тоже не хочется. Стараемся отбирать лучших - творчески устремлённых, нестандартно мыслящих.

- За последние годы уровень преподавания резко упал, - сетует Александр Залепухин. - Раньше волгоградские выпускники после окончания художественной школы поступали в лучшие учебные заведения страны - в Питер, Москву, Пензу, Саратов. Последние 20 лет практически никто никуда не уезжал, и если хорошие преподаватели где-то и остались, то им чаще всего уже за 50 лет. Вот и происходит подмена понятий - вместо того, чтобы давать серьёзное, академическое образование, учебный процесс превращают в игру, в какие-то конкурсы... В ещё больший тупик педагогов-художников ставит вопрос о коммерческом потенциале их работы - как-то сразу они начинают говорить о служении музам и прочих идеалах. Но почему служение музам обязательно должно строиться на бесплатной основе? И если с муниципальным Детско-юношеским центром всё понятно - у них нет задачи зарабатывать на обучении, то художественные школы, оказывающие дополнительные платные услуги, уже можно назвать бизнес-субъектами. К примеру, месяц занятий на подготовительном отделении ДХШ 1 стоит от 480 до 1560 рублей.

- В этом году мы планируем получить 850 тыс. рублей от оказания дополнительных услуг, - рассказал «ДП» Александр Залепухин. - Ещё порядка 300 тысяч - средства благотворительного фонда, некоммерческой организации, созданной нашим попечительским советом. Но большую часть денег мы по-прежнему получаем из бюджета.

Искусству возрасты покорны

Но всё это для детей, сложнее, если научиться писать красками захочет кто-то из родителей. Волгоград явно не готов к наплыву великовозрастных учеников, хотя растущая тяга к искусству среди местного бомонда стала принимать причудливые формы. Мало кого удивляет, когда спонсор культурного проекта сам начинает в нём работать... в должности художника по костюмам. А вот российские столицы обогнали нас в этом вопросе: для того, чтобы учиться живописи, нужны лишь желание, небольшие способности и наличие свободных средств. Московскую «Школу акварели Сергея Андрияки» одно из ведущих федеральных экономических изданий как-то назвало «самым успешным бизнес-проектом в этой сфере». Но когда на пресс-конференции в Волгоградском музее изобразительных искусств, посвящённой предстоящему открытию выставки работ художников школы, журналист «ДП» процитировал эти слова, московские гости обиделись.

- Мы - бюджетная организация, и главная наша цель - развитие и сохранение классической акварельной живописи, - подчеркнула координатор региональных проектов по связям с общественностью «Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом» Анна Бескровная. - Да, у нас есть спонсор, есть коммерческие проекты, есть платные программы для взрослых, но детей мы учим бесплатно, да и все наши выставки - это некоммерческие мероприятия, которые мы проводим с помощью местных музеев и городских властей. Именно так мы проведём и волгоградскую выставку «Мастер и ученик». С 24 октября волгоградцы смогут увидеть работы Сергея Андрияки, а также преподавателей и учеников его школы, выполненные в технике многослойной тональной акварели - практически забытой к ХХ веку. Причём технике, забытой настолько прочно, что большую часть сведений о ней приходилось восстанавливать по крупицам, в архивах и запасниках музеев. Работы действительно прекрасные - успех выставок, проведённых почти в 40 городах России и Беларуси, тому примером. Будет организован и мастер-класс для учеников волгоградских художественных школ. Что же касается учёбы, особенно для взрослых, представители школы разводят руками: преподавателей не хватает и для Москвы, поэтому говорить о каком-то филиале «Школы акварели Сергея Андрияки» пока не приходится.

Для справки: в московской школе акварели взрослые, желающие стать худо жниками, учатся четыре года и платят по 600-700 рублей за одно трёхчасовое занятие. Прибавьте к этому возможность организации платной детской студии, продажу художественных альбомов, дополнительной литературы и самих работ - и вы получите интересный бизнес-проект - без сверхдоходов, но красивый и эксклюзивный.

Антон БОРЦОВ