Волков готов гнать «Волну»

Владеющая заводом группа компаний «Мир техники» планирует организовать на нем многопрофильное машиностроительное производство. На территории площадью в 30 гектаров будут выпускаться городские автобусы, легковые автомобили, дизельные двигатели и материалы для жилищного строительства. В «Мире техники» оценивают общий объем инвестиций в проекты на уровне 3 млрд рублей. Глава компании Николай ВОЛКОВ считает, что номенклатура товаров подобрана так, что проблем со сбытом новой продукции у завода не будет. Подробности проектов Н. Волков рассказывает «ДП».

- Николай Валентинович, какова сейчас ситуация на заводе?

- Сложная. Мы купили его полтора года назад в плачевном состоянии. Сейчас удается поддерживать его в безубыточном состоянии, сократить, но не ликвидировать кредиторскую задолженность. Почти полутысячный коллектив продолжает выпуск дизельных двигателей, но загрузка завода составляет менее 10% плановой мощности. Поэтому я поставил перед топ-менеджерами компании задачу - создать для завода стабильный финансовый поток. И сегодня уже готов рассказать, на чем завод будет зарабатывать деньги. Это будут четыре разнонаправленных проекта, три из них объединены машиностроительной тематикой.

- С какого проекта начнете?

- Уже в ноябре мы запускаем строительный проект. У москвичей купили технологию, апробированную в ряде регионов России. Все материалы и комплектующие для жилых домов - плиты, термоблоки, лестничные марши, стойки, колонны и ригеля - будем выпускать в заводских условиях, а не на стройплощадке. Сейчас завершаем установку оборудования. Предварительные переговоры с волгоградскими строителями провели, знаем их планы и потребности. Строители - люди конкретные, они просят сначала показать продукцию, сертифицировать ее, а потом будут готовы заключать контракты. С нашей стороны в проект будет вложено около 300 млн рублей, а ежегодный объем выпуска составит 2 млрд руб.

- Не помешает ли реализации проекта серьезный дефицит цемента?

- Эта проблема существует давно, и мы подстраховались, предварительно договорившись о поставках с крупными заводами - нашим «Себряковцементом» и новороссийским заводом.

- Название завода «моторостроительный» станет чисто номинальным?

- Нет, потому что один из четырех заявленных нами проектов - профильный. Речь идет о производстве дизельных двигателей мощностью 150-350 лошадиных сил совместно с китайской компанией FAF DE. Для этого проекта у нас есть почти все - оборудование, испытательные станции, специалисты, которые смогут адаптировать китайские технологии, сертифицировать продукцию и продвинуть ее на российский рынок. Мы планируем выпускать до 40 тыс. двигателей в год. Потенциальных заказчиков нашли среди производителей дорожной и сельхозтехники, автобусов, тракторов. Их не устраивает продукция минского завода, а ярославских дизелей на всех не хватает. Сначала мы планируем выпустить опытную партию в 150 дизелей, что не потребует серьезных инвестиций. А для выхода на проектную мощность вложим около 1,2 млрд руб. в производственные линии и сверхточные станки.

- Это будет чисто сборочное производство?

- Нет, этот и все остальные проекты будут реализовываться с прицелом перехода от крупноузловой к мелкоузловой сборке. И наши китайские партнеры понимают это и готовы вместе с нами изучать, какие детали и узлы можно производить в России, чтобы удешевить конечный продукт. Такую же политику мы займем и в реализации нашего третьего проекта - по организации сборочного производства китайских автомобилей. Мы подписали меморандумы и соглашения с автозаводами Gonow и Ufо, ведем переговоры с более раскрученными в России Jelly и Cherry. С первыми двумя мы уже начали проектировать сборочный конвейер, сейчас идет его привязка к месту. Параллельно поручили дизайнерам разработку нового брэнда для автомобилей - с российским акцентом. Но в дальнейших планах локализовывать производство узлов и деталей на российских заводах.

- Сколько денег потребует проект?

- Начнем с 500 автомобилей, потом дойдем до 5 тыс., а по плану - до 50 тыс. ежегодно - через полтора года. Деньги - порядка 1,5 млрд рублей - это уже с полноценным производством, с учетом локализации. Финансирование этого проекта, как и всех остальных, будет идти с помощью синдицированных кредитов российских и зарубежных банков. Да и наши партнеры готовы инвестировать собственные средства.

- В этом проекте наиболее сложным видится вопрос сбыта...

- Понимаем. В наших переговорах с Jelly участвовали представители московской автодилерской компании «Инком-Авто». Ради эксклюзива на наши автомобили они готовы идти на отсрочки платежей, делать предоплату и выставлять аккредитивы. Подобных договоренностей мы будем искать с другими дилерами. И о четвертом проекте. Через пару недель мы покажем горожанам опытный образец маломестного низкопольного городского автобуса «Волна», который собран на нашем заводе. Он надежный и маневренный, идеален для города и стоит дешевле своих аналогов - чуть больше миллиона рублей. У нас амбициозные планы - мы готовы принять участие в муниципальном тендере, победить немцев с их «Фольксвагенами» и вытеснить с городских улиц всем надоевшие «газели». В эту разработку российских ученых мы вложим около 120 млн рублей. При этом мы параллельно ведем переговоры с китайской компанией KingLong - они хотят наладить у нас на заводе крупноузловую сборку автобусов. В сотрудничестве с ними мы надеемся получить три модели качественных и недорогих автобусов длиной 8, 10 и 12 метров.

- Откуда планируете брать кадры для таких разноплановых производств?

- Растим своих топ-менеджеров проектов, приглашаем из других городов, у партнеров на аутсорсинг берем. С рабочими сложнее. Своих переучиваем, размещаем заказы в техникумах, училищах и вузах. И даже готовы ставить вопрос перед миграционными службами о квоте для иностранцев с дефицитными специальностями.

- Какие из этих проектов будут реализованы быстрее всего?

- Строительный и автобусный. Проекты с китайцами сопряжены с большим количеством согласований. Зато по всем промышленным проектам у нас есть возможность получить правительственные преференции и льготы - если мы докажем их жизнеспособность и перспективность.

Елена ЖУКОВА