15 лет вместе

Одна из крупнейших российских компаний «ЛУКОЙЛ» отметила 15-летний юбилей. Праздновали по всей стране, в Волгоградской области и отдельно взятом Красноармейском районе. Что бы ни говорили о компании, она уже давно и прочно играет ведущую роль в экономике и политике региона. Когда надо профинансировать социальный или благотворительный проект, договориться о льготных ценах на солярку в период уборки урожая зовут «ЛУКОЙЛ». Когда растут цены на бензин его же поминают недобрым словом. О нефтеперерабатывающем заводе, выпускаемой им продукции и географии поставок «ДП» рассказывает заместитель гендиректора по поставкам ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», потомственный нефтяник Руслан ШАРИФОВ.

- Руслан Вагитович, какие цифры позволяют оценить масштаб волгоградского нефтеперерабатывающего завода?

- ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» перерабатывает около 9,2 млн тонн нефти и выпускает 9 млн тонн нефтепродуктов. По объему переработанной нефти мы занимаем третье место в компании после Нижегородского и Пермского заводов.

Какую продукцию завод поставляет потребителям?

- 80-й и 92-й бензин, дизельное топливо, мазут и другие виды нефтепродуктов. В 2006 году возобновлена отгрузка прокаленного кокса недавно заключен договор на его поставку на предприятия компании «Русал», в том числе и на волгоградский алюминиевый завод. Кроме того, в этом году возобновлена поставка технического бутана его покупают у нас ОАО «Каустик» и «СГ-Транс». Дорожники Волгограда ежедневно получают от нас около 400 тонн битума. Вряд ли стоит говорить, как это важно, если учесть состояние наших дорог. Хочу напомнить, что этой холодной зимой наш завод в течение 3-5 суток подавал более 20 тыс. тонн мазута на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, обеспечив бесперебойное теплоснабжение жителей Красноармейского и Кировского районов. В октябре мы должны запустить установку каталитического риформинга, которая позволит выпускать высокооктановые бензины класса «евро», их использование значительно сократит вредные выбросы от автомобилей. В 2007 году планируем довести производство таких бензинов до 390 тыс. тонн, к 2008 году до 600 тыс. тонн.

- Куда сбываете свой товар?

- Распределение продаж между внутренним и внешним рынком остается приблизительно постоянным на протяжении нескольких лет. Более того, в последнее время внутренний рынок становится привлекательнее, чем экспорт: целесообразнее произвести нефтепродукты и продать их в России или за рубежом, чем качать сырую нефть. А география поставок обширна. Мы отгружаем нефтепродукты не только Волгоградской области и югу России, но и в другие регионы РФ, на рынки Средиземноморья, Средней Азии. Осваиваем иранский рынок. Отгрузка нефтепродуктов ведется не только по железной дороге около 25 тыс. тонн в сутки (а это около 70% загрузки нашей железной дороги), но и водным транспортом. У ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» четыре собственных причала, что позволяет наливать четыре танкера одновременно.

- А правда, что керосин до аэропорта идет с завода напрямую по трубе?

- Раньше так и было. Несколько лет назад ее перестали использовать, потому что трудно обеспечить безопасность. Сейчас топливо поставляется в аэропорт вагоноцистернами.

- Завод сам ищет покупателей за рубежом?

- Нет, экспортные контракты «ЛУКОЙЛа» заключаются в головном офисе.

- Спрос на бензин постоянно растет и в области тоже. Сможет ли ваш завод обеспечить ЮФО нефтепродуктами в полном объеме?

- Пуск установки каталитического риформинга позволит полностью обеспечить высокооктановыми бензинами рынок Волгоградской области и юга России.

- Как организована розница «ЛУКОЙЛа»? Почему на территории Волгоградской области цены на всех красно-белых заправках одинаковые?

- Отнюдь не все волгоградские АЗС принадлежат компании «ЛУКОЙЛ». Многие коммерческие компании работают по договору коммерческой субконцессии, продавая топливо на своих АЗС на условиях франчайзинга. Цены они вправе устанавливать сами.

- А контроль качества есть?

- Обязательно. Есть постоянная комиссия, в нее входят представители ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», агентства «ЛУКОМ-А» и независимой экспертной организации ЗАО «Росинспекторат». Комиссия систематически проверяет АЗС в области на предмет качества топлива, реализуемого потребителям. Результаты проверок показывают, что топливо, реализуемое на АЗС «ЛУКОЙЛа», полностью соответствует ГОСТу. Однако стоит отметить, что в Волгоградской области есть компании, которые продают нефтепродукты на своих АЗС, используя марку «ЛУКОЙЛ» по договору франчайзинга, и претензии потребителей по качеству ГСМ следует адресовать владельцам этих станций.

- Волгоградский завод чем-то отличается от других предприятий «ЛУКОЙЛа»?

- По технологии все заводы похожи. Но мы находимся в более выгодном положении, потому что имеем выход к Черному и Средиземному морям. Юг это перспективное направление. В том числе поэтому компания вкладывает в нас большие деньги в 2006 году объем инвестиций составит 3,6 млрд рублей. Эти деньги позволят нам расширить производство, провести реконструкцию, тем самым улучшить производственные и финансовые показатели предприятия. Лет через пять у нас будет суперсовременный завод.

- Но почему все-таки бензин растет в цене так быстро? Это зависит только от мировой конъюнктуры или от чего-то еще?

- Во-первых, конечно, это напрямую зависит от мировых цен на нефть. А, во-вторых, нельзя забывать о том, как растут налоговые отчисления ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». За 1-е полугодие 2006 года мы заплатили 4,6 млрд руб. налогов, в том числе в региональный бюджет 1,9 млрд руб., 25 млн руб. в городской бюджет. И еще 2,2 млрд руб. таможенных платежей, что на 37% больше, чем за аналогичный период 2005 года.

- Завод работает на местной нефти?

- Нет, что вы. Местного сырья у нас всего около 20%, остальное мы получаем из Западной Сибири. Я думаю, волгоградцы должны гордиться тем, что в области работает такой завод, как наш. Вот представьте, что его нет. Кому станет лучше?

- Может, окружающей среде?

- Вредность нашего завода для окружающей среды это миф. Даже просто потому, что производство с большим количеством отходов не выгодно. У компании есть Программа экологической безопасности на 2004-2008 годы. В рамках этой программы мы реконструируем блоки оборотного водоснабжения, я полагаю, вы понимаете, что это значит: мы не качаем все новую и новую воду для своих нужд, а очищаем ту, что взяли однажды. Нефтешламы перерабатываем на своих очистных сооружениях. Все те отходы, которые можно продать, мы перерабатываем и продаем, серу, попутный газ. Год назад купили передвижную лабораторию «Экологический пост», она позволяет оперативно отбирать пробы воздуха и проводить анализы в районе загрязнения, если такое случилось. Готовимся провести обучение специалистов, занятых в области экологической безопасности, по новой версии стандарта по управлению окружающей средой ISO 14001:2004.