Рынок учит экономии

Активное развитие имеющихся и строительство новых производственных объектов, торговых и развлекательных центров, спортивных сооружений выявило проблему нехватки энергомощностей. Начавшаяся год назад либерализация оптового и розничного рынков электроэнергии как раз и была направлена на решение этой проблемы. Именно рыночные условия определения стоимости производства электрической энергии могут привлечь стратегических инвесторов с деньгами для строительства новых и модернизации старых энергоблоков.

Постепенный переход к энергорынку должен был сыграть на руку и потребителям электроэнергии. У них бы появилась возможность получать часть электроэнергии дешевле установленных федеральной службой по тарифам и оптимизировать свою себестоимость за счет грамотного почасового планирования потребления энергии и установки систем коммерческого учета электрической энергии, позволяющих рассчитываться по любому из тарифов, утверждаемому на розничном рынке государственным регулирующим органом.

О том, удалось ли достичь поставленных целей, а также об итогах первого года работы в новых условиях крупнейшей волгоградской энергосбытовой компании - ОАО «Волгоградэнергосбыт» - рассказывает заместитель генерального директора Максим ИВАНОВ.

- Максим Анатольевич, напомните, пожалуйста, суть новой модели оптового и розничного рынка электроэнергии?

- С 1 сентября 2006 года оптовые покупатели, в том числе и энергосбытовые компании, основную массу электроэнергии покупают на регулируемом государством рынке, а оставшуюся часть - на свободном рынке «на сутки вперед», на котором цены устанавливаются в конкурентном режиме - на основе ценовых заявок поставщиков и покупателей. Отклонения объемов заявленного потребления от фактического сбытовые компании докупают или продают на балансирующем рынке. Структура цен на рынке «на сутки вперед» и балансирующем рынке отражает реальную динамику спроса и предложения электроэнергии и учитывает в себе все объективные факторы, влияющие на стоимость энергии: наличие или дефицит мощностей в регионе, структуру генерирующих станций, работающих в данный час, сезонность, водность рек, вывод станций в ремонт.

До этого государство полностью регулировало рынок электроэнергии. С началом реформы на свободный рынок вывели 5% всего производимого объема электроэнергии, с 1 июля этого года - 10%, а к 2011 году государство и вовсе перестанет влиять на этот рынок напрямую.

- Наиболее наглядным показателем успеха либерализации мог стать более низкий по сравнению с регулируемыми уровень цен на свободном рынке. «ДП» в конце прошлого года писало о том, что по итогам первых двух месяцев работы ОАО «Волгоградэнерго- сбыт» в новых условиях так и получилось. Сохранилась ли эта тенденция?

- К сожалению, нет. Аномально теплую зиму мы прошли хорошо. А вот аномально жаркое лето привело к резкому увеличению потребления электроэнергии - как юридическими лицами, так и населением. Эти жаркие месяцы мы прошли выше планового баланса. Усугубило ситуацию то, что год выдался маловодный. В итоге на оптовом генерирующем рынке спрос превысил предложение.

Практически так же, с некоторым ухудшением финансовых показателей, сработали энергосбытовики всей европейской ценовой зоны. Более чистый эксперимент получился в сибирской ценовой зоне - там погода сюрпризов не подносила, и свободная цена оказалась действительно ниже регулируемой. Но сейчас в области началось похолодание, и, по нашим планам, за оставшиеся месяцы мы наверстаем упущенное.

- Что бы вы назвали главным положительным итогом этого этапа реформы электроэнергетики?

- Участники оптового и розничного рынков электроэнергетики работают теперь в более прозрачных, более прогнозируемых условиях. В то же время реформа обеспечила для производителей электроэнергии и сбытовиков плавное вхождение в рынок - до 2011 года. Наличие этого переходного периода позволяет, в частности, «Волгоградэнергосбыту» выработать более четкую стратегию финансово-хозяйственной деятельности. И, наконец, больше всего от реформы выиграли предприятия-потребители. Они могут выбирать поставщика, оптимизировать потребление электроэнергии по часам, они видят реальную стоимость электроэнергии в динамике ее потребления. Более того, закон пока не позволяет нам транслировать на них свои риски, возникающие в результате отклонений плановых объемов потребления мощности.

- Все это время ваша компания работала в статусе гарантированного поставщика. Пришло осознание выгод и преимуществ этого положения?

- Когда мы предварительно изучали документы правительства, мы не понимали, чем новые законы компенсируют нам обязанность заключить договор с любым обратившимся потребителем и осуществление качественного, надежного и бесперебойного энергоснабжения всех потребителей, в том числе населения.

Полтора года работы в этом статусе убедили нас, что гарантированный объем сбыта и гарантированная сбытовая надбавка - это достойные преимущества. И в том числе поэтому даже в условиях работы в более острой конкурентной среде мы сохранили свою долю рынка - более 50%. На будущий год мы планируем увеличить ее - у нас есть, что предложить серьезным потребителям, чем привлечь их.

- В связи с форс-мажором и осложнением финансовой ситуации не пришлось ли сокращать инвестиционную программу предприятия?

- Однозначно, нет. Мы продолжили работу по внедрению и отладке единой биллинговой системы, позволяющей быстро, качественно и в полном объеме осуществлять взаиморасчеты с потребителями и контрагентами по любым видам услуг. Параллельно с созданием этой системы проводим мероприятия по изменению организационной структуры общества, переоборудуем офисы с целью улучшения качества работы с юридическими и физи- ческими лицами. Это все - значительные затраты, но мы понимаем, что они поддерживают нынешние и обеспечивают наши будущие конкурентные преимущества.

Ведь структура тарифа очень жесткая и единая для всех сбытовиков - цена производства, цена доставки и услуги инфраструктурных предприятий. Мы соревнуемся в деле минимизации сбытовой надбавки. Именно по этому критерию, кстати, будут отбирать гарантирующих поставщиков на будущих конкурсах при прочих равных условиях. И тут проявятся преимущества крупных компаний - которые могут предложить максимальный сервис при минимальных затратах, которые имеют больший запас прочности в силу того, что могут оказывать дополнительные услуги, предлагая воспользоваться тем же биллинговым центром небольшим сбытовым компаниям.

Татьяна ТАРАКАНОВА