Питательная среда для идей

Современный экономический рост носит точечный характер, и во всех без исключения регионах зоны роста соседствуют с зонами депрессии или нулевого роста. Рост происходит в местах концентрации инфраструктурных объектов, сырьевых, финансовых, интеллектуальных ресурсов. В экономическом пространстве возникают гравитационные эффекты. Это видно на примере больших городов России, где приход глобальных торговых сетей повлёк за собой стягивание к центру кадровых ресурсов. Почти 70% персонала сетевых супермаркетов - жители прилегающих сельских районов. Затем процесс вызвал цепную реакцию изменений качества жизни, сервиса и инфраструктуры.

Исследования природы точечного роста и привели к описанию такого пространственного феномена как бизнес-кластер - концентрации хозяйственных субъектов на основе их взаимодействия, конкурентоспособность которых превышала конкурентоспособность хозяйственных субъектов вне данной территории. Развитие бизнес-кластеров как систем определяется подгруппой конкурирующих хозяйствующих субъектов с близкой специализацией: фермеров-виноделов в Bordeaux (Франция) и Saale-Unstrut (Германия), клиринговых палат и инвестиционных банков в City of London (Великобритания), держателей часовых брэндов в Швейцарии, санаторных учреждений в регионе «Кавказские минеральные воды», кредитных потребительских кооперативов граждан в Волгоградской области (Россия), малых обувных фирм в г. Ростове-на-Дону и т.д. Бизнес-кластер - система множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Свойства его частей зависят от системы в целом, а свойства системы - от свойств её частей. Наиболее логичная концепция бизнес-кластера как системы возникает в свете теории ненасильственного развития, в основе которой - перенесённая из фундаментальной физики в общественные науки двойственная природа мироздания. Т. е. все процессы имеют либо групповую, либо индивидуальную природу. Второе допущение: и в социальном мире все групповые процессы детерминированы, а индивидуальные имеют случайный характер. Таким образом, бизнес-кластер - система, в которой содержание определяет форму: чем выше степень кластеризации территории, тем интенсивнее индивидуальные субъекты ведут поиск, в результате которого вырабатываются и закрепляются правила игры, детерминирующие развитие. Можно искусственно создать, например, Силиконовую долину. Но что и как нужно делать для того, чтобы Силиконовая долина (или научный городок Зеленоград) продолжала развиваться и после того, как закончится бюджетное финансирование? Бизнес-кластер может быть создан как непосредственно хозяйствующими субъектами данной территории, так и органами государственной власти и местного самоуправления, задающими вектор развития территориального хозяйства, специализацию, создающими среду. По мере становления системы воздействие регуляторов уменьшается. Сначала создаётся (или импортируется) некая модель, которая внедряется с помощью инфраструктурного проекта и пакета законов. Затем, по мере перехода норм и правил в разряд традиций, государственное воздействие уменьшается, контрольные, надзорные и регулирующие функции передаются на уровень отраслевого самоуправления, система становится саморегулируемой. При этом важно найти баланс соотношения унификации и разнообразия, управляемости и децентрализации, при которых предпринимательская активность и инновационность максимальны. Система работает так. Реакцией на изменение внешней среды являются новации и инновации. Успешные копируются и тиражируются. Этот принцип можно проиллюстрировать на известном маркетологам примере вывода на рынок первого в мире компакт-плеера «Sony». Через год аналогичную продукцию выпускали все конкуренты компании. Все они, кроме голландской «Phillips» и немецкой «Telefunken», располагались в одном районе Японии. Плюс децентрализованное принятие решений минимизирует возможность тиражирования ошибок по всей системе. А. Морита в книге «История фирмы Сони» описывает алгоритм выхода из кризиса металлургической отрасли, предприятия которой снизили издержки за счёт реализации побочных продуктов. Решение было найдено именно потому, что существовал некий пул компаний с близкой специализацией, каждая из которых искала выход из сложившейся ситуации. Затем лучшее решение было распространено по всей совокупности металлургических компаний. Чем больше элементов образуют ядро бизнес-кластера, тем больше вероятность появления инновации и меньше вероятность ошибки. Большинство точек роста мирового пространства развивалось по одному сценарию. Отличались только роль и место органов государственной власти и местного самоуправления. В советской экономической истории удалось найти пример локальной территориальной организации, близкой к кластерной: научный городок Зеленоград на отрезке времени, когда он отвечал стратегии развития и замыслу министра электронной промышленности СССР А. Шокина. Там нескольким НИИ ставилась одинаковая задача на разработку и внедрение электронных компонентов. Победителю - государственная премия, проигравшим - стандартное бюджетное финансирование. Но система оказалась малоадаптивной, с уходом А. Шокина на пенсию она прекратила существование, т. к. импульс развития генерировался вне системы.

Дмитрий ГРУШЕВСКИЙ, к.э.н., Институт региональной экономики и социального проектирования, Волгоград