Долгие проводы

А что, если Он не приедет? И ведь всё к этому идёт. В кулуарах так и говорят. Ждали Путина? Ну и зря. Не приедет. Придётся нам самим решать свои проблемы. А ведь мы почти подготовились. Дырки по дороге в аэропорт залатали, красиво получилось - в горошек такой крупный, а может, под леопарда, жаль, если асфальт мокрый, узор будет плохо видно. И аэропорт - надеюсь, мужчины меня извинят, если я воспользуюсь словом самого ВВП, которое с 2000 года берегу для такого особого случая, женщины же его извинили за это слово, - подмандили. Плиточка разноцветная, новое крыльцо, лавочки... Внутри, правда, всё осталось по-прежнему. А главное - ведь мост достроили.

Хотя злые языки обещают, что после официального открытия его снова закроют, но вряд ли закроют плотнее, чем сейчас, сейчас ведь всё равно ездят, хоть и не открыто. Что ж получается: закрыто - и мы ездим, а когда откроют - перестанем, что ли? Как-то сложно всё. Между прочим, дискуссия по поводу того, где должна быть главная дорога - 2-я Продольная или съезд с моста - идёт даже в кулуарах. Хотя, по идее, какие тут могут быть дискуссии? Лучшие умы потрудились, расставили знаки приоритета (мост - главная), разметку нарисовали - ездим и радуемся. Но нет, не радуемся. Движение автомобилистов России пишет письма во все инстанции: там же получается аварийно опасное местечко. 2-я Продольная всю жизнь была главной, а теперь вдруг почему-то нет? Сколько надо разбить машин, чтобы в это поверить? Сколько нам потребовалось времени, чтобы привыкнуть к одностороннему движению на улицах Елецкая и Ростовская? В общем, жестянщики могут подсчитывать прибыли, как работающие на пароме считают убытки. И в кулуарах гадают: это нарочно придумывается, потому что кому-то очень надо, или так, по случаю? Я вот тоже об этом гадаю, изучая свежие линии разметки. На днях обнаружила, что у меня единственный выезд из двора декорирован свежей сплошной линией. Нет, если я окажусь на этой дороге одна, я сумею втиснуться между сплошными, не нарушив ПДД. Но только я там почему-то всё время не одна. Не подозревая, как мешают мне соблюдать ПДД, зачем-то останавливаются троллейбусы, такси паркуются, и никак не объехать всё это, не пересекая сплошную. Видимо, авторы разметки об этом не догадывались. Или им просто пофиг? Или наоборот - совсем даже не пофиг, и завтра там поставят пост для пополнения бюджета? Вообще об удобстве граждан кто-нибудь задумывался? Вечный вопрос... А почему я, собственно, о разметке в канун таких важных событий? Да потому, что она очень выразительно показывает, докуда гражданам можно, а куда можно только власти, особенно если у них машина с люстрой. Мы перед властью в вечном долгу. Потому что всё время что-то нарушаем. Но если нас не наказывают за это, мы должны быть благодарны и даже где-то счастливы. А ведь могли бы... Между прочим, в Волгограде скоро обещают открыть приёмную Дмитрия Медведева. И говорят, что возглавит её глава Волгограда Роман Гребенников. С приёмной Владимира Путина у него хорошо получилось. А шёпотом в кулуарах добавляют: только трудно ему будет вести приёмы сразу в двух приёмных, да ещё и городом руководить. Так что одной работой из трёх придётся пожертвовать. Какой? Да самой рутинной, конечно. И это хороший обмен. Потому что с перспективой дальнейшей карьеры.

Но всё ж от глубоко общественного хотелось бы перейти на личное. Хотя какое оно личное? Судите сами... В официальной версии открытие моста через Волгу приурочено к визиту национального лидера, который то ли приедет, а то ли нет. А по жизни оно совпадает с трёхлетней годовщиной со дня смерти нашего первого губернатора Ивана Шабунина. 13 лет, как он не является официальным лицом, 3 года, как его нет, а то, что мост этот - его, не забыли. Не забыли, как он его пробивал, как убеждал, просил и настаивал. И называют мост - шабунинским. Три года назад в статье-прощании с Иваном Петровичем я написала, что хорошо бы и официально дать мосту его имя. Эту идею поддержали так тепло, что я написала письма во все инстанции, до каких додумалась. Никто не возражал. Все были за. Но никто так и не решился взять на себя ответственность. Нет, говорят, в России такой практики - давать мостам имена. И закона такого нет. «Золотые ворота» или «Ватерлоо», Риальто или Понте Веккио - другое дело, им можно, у них исторически сложилось. Но ведь и нам можно - кто же не знает Аничков мост? Даже в Волгограде есть Астраханский мост, а в каком законе это прописано? Так и этот мост всё равно будет для нас шабунинским, даже если это не прописано в законе. И это совсем скромная дань памяти человеку, которого мы недооценили. Спустя годы мы можем говорить: да, Дед не был политиком, но зато он был государственным деятелем. Талантливых политиков в области много. Искренне восхищаюсь их чутьём к власти, умением брать и держать власть в своих цепких руках. Это - талант. Но гений государственного деятеля - совсем другой масштаб, совсем другой след в жизни людей. И оценить его, наверное, можно только спустя годы. Потому что хороший политик отлично знает: народ ждёт от него быстрых и лёгких решений, это позволяет показать свою работу с лучшей стороны. Но то, что легко строится, легко и разрушается. Качественная архитектура и стареет красиво, не так, как панельные дома и модульные торговые центры. В том и разница. А ещё - это опять разница между официальным и нашим. Кругом одно и то же...

Анна СТЕПНОВА