Центральная набережная: выбор за жителями?

«Я планов наших люблю громадьё», - писал известный классик. Эта цитата как нельзя лучше подходит к тем масштабным проектам застройки набережной Волгограда, которым уже почти полвека. В своё время планы благоустройства береговой линии предполагали придание цивилизованного вида всему правому берегу Волгограда - город-герой должен был и с воды выглядеть красиво. Однако Центральная набережная стала предметом спора властей и бизнеса. Финансовый кризис заставил и этот конфликт «уйти в подполье». Городские власти неоднократно предпринимали попытки облагородить облик набережной, не раз проводя конкурсы проектов развития Центральной набережной, однако все они так и остались на бумаге. В первую очередь потому, что, по мнению ряда экспертов, причальная стенка Волгоградского речного порта, являющаяся неотъемлемой частью крупнейшего в Европе речного вокзала, может в любой момент рухнуть.

Не корысти ради, а отдыха для...

По мнению проектировщиков, подход к застройке набережной должен быть предельно осторожным и взвешенным: «Если говорить о набережной в целом, то у городских архитекторов давно витала идея соединить набережной все районы города, - говорит руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по ЮФО Сергей Сена. - Однако её реализации мешало то, что вдоль реки стоят промышленные предприятия. У любой набережной есть как спокойные зоны, так и зоны кульминации. Для Волгограда такой зоной кульминации является собственно Центральная набережная. И наша задача - проектировщиков, архитекторов - продумать возможности для максимально полного использования набережной 365 дней в году. Сейчас на ней расположены только летние заведения, функционирующие с весны до осени. Зимой единственное место на набережной, куда можно сходить, - это помещение речпорта, который, в связи с нынешней экономической ситуацией превратился в самый настоящий шанхай. И, думаю, ничего бы не было плохого, если бы этот шанхай ушёл бы из кульминационной зоны». Что же касается конкурсов, то они состоялись все. Другое дело, будет ли что-то строиться по этим проектам, поскольку конкурсы - это своего рода мозговой штурм, как возможно дальнейшее развитие набережной. Если горожане выскажутся о желании видеть набережную начала 90-х, когда на ней не было ничего, власти города должны подчиниться. Поскольку определять облик визитной карточки города должны не чиновники, а жители. Если же говорить о незаконной застройке, то снести всё, что незаконно, можно буквально за один-два дня. Однако что получим взамен? Пустое место. - Центральная набережная города Волгограда имеет не только высокую инвестиционную привлекательность, но и огромную социальную значимость. Созданный больше сорока лет назад архитектурный ансамбль формирует главный фасад города со стороны Волги и является его визитной карточкой, - говорит генеральный директор ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. - Однако развитие Волгограда делает необходимым дальнейшее комплексное развитие данной территории. На наш взгляд, на набережной должны появиться здания общественного и культурного назначения: театры, выставочные залы, места массового отдыха. Вполне возможно размещение здесь гостиниц для туристов. Но ни в коем случае нельзя строить на этой территории крупные торговые и жилые объекты. Центральная набережная - зона общественного назначения, любимое место отдыха волгоградцев, поэтому размещаемые здесь объекты должны быть полезны и интересны для всех жителей и гостей города. Любые работы на Центральной набережной должны быть максимально обдуманными и осторожными. Конкурс по обустройству Центральной набережной, проведённый в 2008 году, на наш взгляд, является не самым удачным пиар-ходом городских чиновников, которым очень хотелось изобразить собственную активность. Конкурс обошёлся городской казне в один миллион рублей и закончился ещё более грандиозным провалом, чем пресловутый конкурс по пойме реки Царица. Победитель конкурса не определён. Судьба Центральной набережной так и осталась не ясной.

Осторожно! Причал!

Капитаны круизных лайнеров уже давно подходят к волгоградскому причалу с опаской. Недостаточная глубина плюс аварийное состояние причальной стенки заставляют быть предельно осторожными. Это признают даже специалисты речного порта. Уже в первые годы работы пассажирских причалов гидротехники речпорта обнаружили множество изъянов в конструкции причальных сооружений. Первое, на что обратили внимание сотрудники речного порта Волгограда, - это отсутствие официальной документации по эксплуатации гидротехнических сооружений. От проектировщиков вокзала, института «Ленгипроречтранс», в наследство им досталась лишь инструкция по технической эксплуатации причалов, но она носила рекомендательный характер и нигде в государственных инстанциях как официальная документация не значилась. После первых водолазных исследований дна у причальной линии удалось обнаружить, что его глубина у причалов составляет 290-340 см. Уже тогда состояние причальной линии речного вокзала не позволяло обслуживать суда водоизмещением до 3000 тонн, а по рекам России уже активно курсировали многопалубные теплоходы водоизмещением свыше 4000 тонн. Не известно, что повлияло: либо нерасторопность строителей, либо желание заказчика возведения гидротехнических сооружений снизить затраты, но причальная линия речного вокзала была возведена с большим количеством технических ошибок. Результат - причальная стенка уже в середине 80-х начала разрушаться. Пагубное влияние на стенку оказывали как природные факторы, так и её эксплуатация. Весенний паводок, сброс воды, корка льда постепенно образовывали в бетонной стенке причалов значительную впадину, но ещё более значительное влияние оказывали швартовавшиеся суда. Первое, что нарушало целостность конструкции линии, - это бой судовых винтов во время швартовки. Из-за недостатка воды под днищем возникал мощный поток воды, выбивающий и щебень, и бетон из гидротехнических сооружений. Далее - это действие подруливающего устройства, когда ещё более сильный поток воды вымывал сетку причальной линии. Все эти причины разрушения причалов волгоградского речпорта можно свести к одной: малая проектная глубина дна речного вокзала.

За два десятилетия причальная линия речного вокзала пришла в такой упадок, что в её основании образовались промоины диаметром до двух метров. Подобное состояние может в любой момент привести к обрушению причалов и эстакады вокзала, а передвижение людей и транспорта сегодня по ней - просто опасно для жизни! Чем может обернуться нахождение людей в опасной зоне в дни праздников, предсказать никто не берётся. Кроме того, десятый причал предназначен для обслуживания транзитных теплоходов туристического назначения. Его закрытие грозит региону потерей большей части потока людей, путешествующих речным транспортом. Вопрос о капитальном ремонте причальной эстакады до сих пор остаётся нерешённым. Источники в Волгоградском речпорту, пожелавшие остаться неизвестными, пояснили, что несмотря на то, что тревогу начали бить уже давно, ситуация с причальной стенкой не изменилась ни на йоту: «Все разговоры о необходимости срочного ремонта причальной стенки так и остались разговорами, - пояснил собеседник. - Возможные последствия подобной безалаберности даже представить сложно. Здесь можно провести аналогию даже с Саяно-Шушенской ГЭС».

У семи нянек дитя без глазу?

Тем не менее, пока проходят ставшие уже чуть ли не ежегодными конкурсы на право застройки этой территории, набережная ежегодно обрастает разномастными кафе и прочими объектами развлекательно-питейного назначения. Способствует этому, в первую очередь, неразбериха с тем, кому принадлежит земля (достаточно вспомнить историю с кафе «Берег»), а также то, что суды в России способны принимать порой взаимоисключающие решения. - Изначально наше мнение таково, что размещение любых объектов - неважно, кафе или гостиница - на гидротехнических сооружениях запрещено, - говорит заместитель прокурора Центрального района Александр Яновский. - Однако это вопрос очень сложный и далеко не однозначный. Очень часто суды разных юрисдикций выносят косвенно противоречивые решения по этому поводу. Да, было решение арбитражного суда, которое заставило засилить конкурс и продлить договоры аренды земель на набережной до 2011 года. Однако в то же время в суде рассматривается целый ряд наших исков по аналогичным поводам. Я ещё раз повторюсь, что этот вопрос далеко не однозначный, который требует тщательного и детального изучения. Поэтому я пока воздерживаюсь от комментариев по этому поводу - это слишком узкоспециализированный и объёмный вопрос. - Я думаю, что проблема набережной будет решена только тогда, когда в бюджете города появятся средства, достаточные для её решения, - считает председатель Союза архитекторов Волгоградской области Александр Моложавенко. - Было бы глупо ждать, что придёт инвестор и все проблемы решит. Город - это такой же бизнесмен, как и все другие. В бизнесе никто не ждёт, что кто-то придёт и сделает, а берёт и делает сам. И те конкурсы, которые проводились, это были первые, пусть небольшие, но позитивные шаги. Однако даже они могут быть провальными, если на набережной не будет людей. Для того чтобы люди пришли туда, нужны какие-то центры притяжения, которые, кстати, мог бы и построить инвестор. Но для этого нужно для начала навести порядок с арендой земель, сделать эскизы, проект планировки, подвести коммуникации, и уж потом приглашать инвестора. Сейчас же набережная фактически бесхозная, а в результате мы имеем то, что имеем - невесть каким образом появившиеся кафе и гостиницы, незаконные, совсем не украшающие облик набережной. Но и снести их тоже невозможно. В то же время проведённые конкурсы выявили массу достойных проектов, реализовать которые, к сожалению, мешает отсутствие средств в бюджете города.

Андрей ПЕТРОВ, специально для 34metra.ru Публикуется в сокращении.