«Не там я прорубил окно в Европу»

День города каждый видит по своим возможностям: благодаря тому, что актив клуба «Деловое Поволжье» принял участие в подготовке праздника, у журналистов «ДП» была возможность использовать в личных целях служебное положение своего главного редактора и президента клуба Анны Степновой и заглянуть за кулисы праздника. Причем и в буквальном смысле - в гримерки Музыкального театра, где волгоградские VIPы облачались в карнавальные костюмы исторических персонажей, так и в некоторых других, не менее важных смыслах. Поэтому наша традиционная послепраздничная рубрика «Разбор полетов» сегодня выглядит необычно.

1. Важные исторические персоны

Воскресенье, 11 утра. До начала карнавального шествия два часа. За окном проливной дождь, а в гримерках музыкального театра - депутаты, предприниматели, председатель облизбиркома, главный редактор «Делового Поволжья». Сегодня у них другие роли - воеводы, цари и вожди. Большинство из них пройдут шествие верхом.

В одной из гримерок спикер облдумы Виталий Лихачев натягивает замшевые сапожки. На прошлом карнавале он был царем, а теперь - основателем Царицына воеводой Григорием Засекиным. «Самое сложное - два часа продержаться на коне. Поэтому я большое внимание уделил тренировкам, ездил на лошадях», - признается он, пыхтя от напряжения, созданного узкими голенищами.

Сапоги стали, пожалуй, самым сложным элементом исторической одежды. Если воеводе Засекину обувка нашлась в театре, то предприниматель Алексей Хавинсон для роли Невского сшил ярко-красные сапоги на заказ, Анна Степнова обувала свою царицу Ирину тоже на заказ. Стенька Разин, олицетворением которого стал депутат Госдумы Олег Савченко, хвастался, что получил сапоги с Мосфильма, из архива киноленты «Иван Васильевич меняет профессию».

- Зато мой боярин был цивилизованный, брился и брови выщипывал. Так что мне повезло, обойдусь без усов и бороды, - комментирует В. Лихачев, натягивая шубу воеводы, и хмурится на свое отражение в зеркале. Входит в роль. По его словам, жесткость и бескомпромиссность - основные черты характера его героя. А сам он куда скромнее.

В соседней комнате напротив широкого зеркала сидит царь Петр I, правда, с одним усом. Его роль в карнавале по справедливости досталась директору развлекательного центра «Киноплекс» Ивану Колосову: двухметровый рост, стать и походка идеально походят на петровские. Но для пущей верности над будущим императором колдуют две гримерши театра. «Я сначала засомневалась. Показалось, что у вас голова уж больно большая», - говорит одна из них. Приклеив второй ус и натянув на Колосова парик, всплескивает руками: как похож.

- Я же историк по образованию, книжки читать не стал, - говорит Иван Колосов. - Но заготовил пару дежурных фраз: «Не там я прорубил окно в Европу. Надо было рубить в Волгограде».

Из коридора доносятся голоса. Взволнованный женский голос спрашивает: «А царь у нас в какой комнате?» Мужской отвечает: «Да тут их тьма! Вам из какого века нужен?»

Персонажи, уже в платьях, шубах, латах и доспехах, выходят в театральный коридор и отрабатывают соответствующие вновь приобретенному положению манеры.

«Ой, ты гой еси, добрый молодец!» - входит в образ Александр Невский, в миру предприниматель Алексей Хавинсон. Он готовился к роли очень основательно: посмотрел фильм, почитал энциклопедии, вник в историю. И одолжил в военно-историческом клубе «Алатырь» под руководством Максима Лежнева 30-килограммовые доспехи.

- Понимая, что я олицетворяю небесного покровителя Волгограда, мне хотелось доработать костюм кольчугой, латами. Зрители точно не будут разочарованы, - гордо заявил Алексей Хавинсон. - Есть у нас и общие черты характера - целеустремленность, твердость, доброта, любовь и неравнодушие к той земле, на которой я живу, к людям, с которыми создаю свою историю.

Все утро он оттирал кольчугу от масла, которым ее намазали владельцы, и теперь уверяет всех, что Невский состоится в любую погоду.

«Ты чьих, холоп, будешь?» - обращается он к соседу, якобы не признав одного из правителей. Обозванный холопом Иосиф Сталин, он же депутат гордумы Павел Степанов, заложив руку за борт пиджака, демонстративно отвернулся. А Невский уже переключился на царицу Ирину (Анну Степнову). Завидев, как ей припудривают лицо, заботливо советует: «Мукою ее, да щеки свеклою, чтоб царица была бела да румяна!»

Тут же в красном платочке депутат облдумы Наталья Латышевская. По просьбам ветеранов, чье мнение для нее очень дорого, она отказалась от роли царицы Екатерины и променяла ее на образ Александры Черкасовой, возглавившей движение по восстановлению из руин военного Сталинграда. Говорит, это для нее ближе. Рядом гримируется актер - усатый промышленник и владелец нефтяного производства Нобель, принимавший участие в строительстве «Красного Октября».

Все эти люди похожи на детей, попавших на утренник. Черкасова-Латышевская требует обещанные ей медали, Пугачев оперным голосом на весь коридор подсказывает Степану Разину программу действий: «И за борт ее бросает в набежавшую волну». Батька Махно (депутат городской думы Александр Галда) признается, что уже напелся: до утра в баре-караоке репетировал «Любо, братцы, любо». Воевода Засекин-Лихачев примеряется к мечу Невского, а завидев, что хозяин с грозным видом направляется в его сторону, ретируется со словами: «Не пристало воеводе в мирное время из ножен меч вынимать». Он же обзывается «ханской мордой» на самого хана Берке - Геннадия Шайхуллина, а через минуту демонстрирует ему новые брюки от Армани, приподнимая подол карнавального наряда. Спустя еще некоторое время вместе с царями они решают, на чем должен ехать на карнавал Иосиф Виссарионович - Степанов. «Бери мой джип, люк откроешь и будешь оттуда ручкой махать», - предлагает Лихачев.

Итак, режиссер карнавала, худрук Молодежного театра Алексей Серов дает последние пояснения запутавшимся в родственных отношениях и фамилиях персонажам: «Ты - Ирина, в девичестве Годунова, сестра Бориса Годунова. В твою честь Царицын назвали, - это, обращаясь к редактору «ДП» Анне Степновой. - А ты Рюрикович». Это обращено к ее карнавальному супругу царю Федору Иоанновичу.

Микроавтобус задерживается, и компания рассаживается по своим машинам. У новичков - плохо скрываемый мандраж, более опытные поощряют начинающих. Степанов джип не взял, так что к месту сбора Лихачев поехал на нем сам - как и хотел, высунувшись из люка. Лошади уже ждут их на площади Ленина.

2. Карнавал как способ продвижения брэнда

В этот раз карнавал был не такой многолюдный, как в прежние годы. Часть участников спугнул дождь, а власти районов не стали выводить на улицы весь личный состав своих танцевально-песенных коллективов. Шествие получилось короче, но концентрированней. И участие в нем волгоградского бизнеса - самой организованной и сплоченной части общества - было как никогда заметно.

Некоторые рекламные агентства даже включили подготовку к карнавалу в свой прайс-лист и загодя стали предлагать помощь клиентам. Рекламное агентство «Профиль» организовало участие в карнавале компании «Петровская слобода». Генеральный директор агентства Ирина Моисеева характеризует содержание акции и ее эффект как «3 в 1»:

- Участие в карнавале - это нестандартный PR-ход с долгоиграющими последствиями. Основной результат - это увеличение числа лояльных потребителей и повышение узнаваемости брэнда. Это еще и возможность ознакомить максимально широкую позитивно настроенную аудиторию с продукцией компании - в случае с «Петровской слободой» мы этим воспользовались и провели раздачу бесплатных пакетиков с кофе. Кроме того, такая акция работает на сплочение самого коллектива компании. Немаловажно, что бюджеты даже таких костюмированных проходов, как у «Петровской слободы», не слишком велики и сопоставимы, скажем, с пятиминутным роликом по местному ТВ. А отдача более долговременная, что и отметили наши клиенты: СМИ писали о «Петровской слободе» до карнавала, показывали их после карнавала. А после праздника сама компания еще не раз использует этот информационный повод - для наполнения своего сайта, в переговорах с партнерами, для публикаций в СМИ.

Бизнес на карнавале - это ярко, красиво, современно и выгодно. Когда сотрудники компании, одетые в одежды корпоративных цветов, едут на вечеринку за город - это одно. А когда та же команда в той же одежде идет в карнавальной процессии - это не только работа на сплочение, но и возможность продвинуть свой брэнд, упрочить его позиции.

Этой возможностью воспользовались волгоградский филиал компании «Билайн», Русский Южный банк, газета «Деловое Поволжье». Одевшись по корпоративной моде, они дали зрителям карнавала шанс сыграть почти в беспроигрышную угадайку. «Это кто?» - задавали себе вопрос зрители и легко отвечали: «Это «Билайн», это Русский Южный банк, это «Радеж»... А это - в платьицах из газет «Деловое Поволжье» - журналисты одноименного издания».

Некоторые компании не просто брэнд продвигали, но и его философию языком карнавала рассказывали. Производители кофе и кофейных напитков «Петровская слобода» не пожалели сил - украсили свое шествие историческими персонажами - телегу с мешками кофе сопровождали Петр I и Анна Монс на лошадях. Слоган торговой сети «Радеж» - «Живите вкуснее» - представляли дети в костюмах фруктов, овощей, хлеба и сыра. От имени сети кафе «Шуры-Муры» волгоградцев приветствовали смешные кошки - символы гостеприимства и непринужденности сети. Журнал «Город нон-стоп» пригласил в свои ряды фриков, непременный атрибут городской и клубной культуры в Европе.

3. Тайное пиво

Намерение мэрии сделать день города безалкогольным осложнило жизнь организаторам: мимо кассы пролетели традиционные спонсоры - пивовары. Обещали, что в местах массовых мероприятий алкоголя не будет, а милиция выпроводит нетрезвых граждан. В летних кафе на Аллее Героев пива не продавали, но, поднявшись к проспекту Ленина, можно было купить все. Обратно гонцы возвращались с пакетами, которые лопались под тяжестью бутылок и банок, и спокойно проходили мимо милиционеров. В заведениях на столах стояли таблички, извещавшие, что 8 и 9 сентября здесь подают только безалкогольные напитки, но в коктейлях и вине посетителям не отказывали. Так что для желающих выпить новые правила проблемой не стали. [/

P] Журналисты «ДП» наблюдали за действиями милиции и отметили: граждан с бутылками в руках вежливо, но твердо просили отойти подальше. Однако было заметно и то, что для профилактических бесед выбирались далеко не самые шумные и уж точно не самые пьяные компании.

Кстати, видимо, надеясь на отсутствие пива, организаторы не позаботились об увеличении количества биотуалетов. Внимание к длиннющим очередям привлекали девушки в подвенечных платьях, пришедшие на день рождения семьи.

Праздник предполагался нереально безалкогольным. Зная, что пить все равно будут, можно было бы принять другое решение. Во-первых, можно действительно жестко ограничить проход с пивом на набережную. Подобные меры знакомы правоохранительным органам Москвы на Красную площадь с бутылкой пива в руках не пустят не только в праздник, но и в будни. Во-вторых, можно разрешить свободную продажу пива, но с условием разливать его только в пластиковые стаканы. Такое требование к продавцам предъявляют власти Чебоксар, Нижнего Новгорода и других городов. Одноразовой посудой не поранишься, ее проще утилизировать, со стаканом в руках неудобно куда-то бежать и прорываться - со стаканом лучше фланировать.

Жесткие запреты требуют ресурсов на обеспечение их соблюдения. Если их нет, то и запреты не имеют смысла. В данном случае строгость запрета традиционно смягчилась необязательностью его исполнения.

4. «Кто эту фигню придумал?»

Работа милиции и начальника УВД Волгограда полковника Александра Власа заслуживает отдельного разбора. На взгляд «ДП», милиция приложила немало усилий, чтобы карнавала в день города не было. Начало активной подготовки ко дню города совпало со взрывом в питерском поезде, что стало поводом для того, чтобы «построить мэрию» под предлогом обеспечения безопасности. На заседании оргкомитета дня города г-н Влас напоминал о том, что все массовые мероприятия могут быть запрещены, осуждал организаторов за то, что те сводят на соседних площадках казаков и молодежь, обещая столкновения между ними (правда, между концом одного мероприятия и началом другого было часа два, да и массовые драки между горожанами - не наша традиция). В ходе обсуждения сценария «Дня рождения семьи» вновь раздался громкий голос полковника: «Кто эту фигню придумал?!» Фигня это розыгрыш автомобиля между парами молодоженов: деньгам спонсоров милиция нашла бы лучшее применение. Спектакль одного актера завершился тем, что А. Влас потребовал на согласование сценарии всех мероприятий дня города. Согласования продолжались еще чуть ли не неделю, программа дня города не изменилась, но зато мэрии показали, кто в городе хозяин.

В день карнавала это показательное выступление было устроено для всего города. Участвовавшие в карнавале машины милиция не пропускала на проспект, несмотря на то, что у каждой был заблаговременно оформленный пропуск. Порядок машин в колонне тоже устанавливали сотрудники ДПС, а не организаторы. Милиция не подпустила к колонне всадников в костюмах стрельцов и Александра Невского, которые должны были ее возглавить, а вместо этого пробирались к своим от площади Ленина до Краснознаменской по ул. Советской, так что горожане, привыкшие смотреть карнавал на проспекте, этих персонажей не увидели. Пока трое участников карнавала спорили с милицией, остальная колонна - почти 3 тыс. человек, стояла и ждала. Наконец, именно милиция, а не организаторы, задала темп движения колонны: карнавал не шел, как обычно, а бежал.

Десятки лет в нашем городе, как и во всем СССР, дважды в год проводились демонстрации, на которых никто не ставил вопрос так, как сейчас ставит волгоградская милиция, - «машины отдельно, люди отдельно». В результате такого подхода, например, группа сотрудников «Билайна» разбилась на две части - машина с музыкой шла сама по себе, люди, которые собирались танцевать и петь под эту музыку, - отдельно.

Какие-то им одним понятные принципы не позволили милиционерам пропустить карнавальное шествие перед сценой на нижней террасе набережной, хотя в прошлом году шествие завершилось именно парадным дефиле перед сценой, где его могли рассмотреть и горожане, стоявшие на лестнице, и городские власти, ждавшие на сцене. Вместо этого шествие разворачивали до сцены, где, конечно, возникла неразбериха.

Но самое главное - это стиль общения господина Власа и его подчиненных с горожанами. «Вытрите ж своими пропусками», «Мы вас в асфальт закатаем» - это лексикон отнюдь не рядовых сотрудников ППС, которые, кстати, действительно были спокойны и вежливы с горожанами, это способ общения людей со звездами на погонах. Жаль, что готовящемуся выйти на пенсию руководителю городского УВД никто до сих пор не сообщил, что поддерживать порядок в городе вполне можно без мата. Впрочем, его воспитывать уже поздновато, а другим стоило бы сделать выводы.

Анастасия КУВШИНОВА, Татьяна ТАРАКАНОВА, Антон БОРЦОВ.