Учет доверенностей на предприятиях

Письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, такое определение доверенности приводится в ч. 1 ст. 185 ГК РФ. Любой хозяйствующий субъект выдает доверенности своим представителям на совершение определенных действий для оформления полномочий руководителя филиала юридического лица, купли-продажи недвижимого имущества, получения различных материальных ценностей, для представительства в суде и т.д. Как указано в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 13 августа 1996 г. 1792/96, доверенность выдается за подписью руководителя организации или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Для учета доверенностей на предприятиях и в организациях необходимо разделять доверенности по их целевому назначению. Если рассматривать доверенности, выдаваемые юридическим лицом на получение товарно-материальных ценностей, то следует руководствоваться п. 3 Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. 71а. В нем говорится, что подобные доверенности применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале «Учет выданных доверенностей». Это условие должно быть соблюдено при массовой выдаче доверенностей на предприятии. Этим же постановлением установлены и формы доверенностей М-2а, М-2, а журнал учета можно составить по форме, приведенной в Инструкции Минфина СССР от 14 января 1967 г. 17. Книжки доверенностей и журналы учета выданных доверенностей хранятся у лица, ответственного за регистрацию доверенностей. Учет доверенностей гражданско-правового характера на представление интересов юридического лица и передачи полномочий не регламентирован нормативными актами. Поэтому учет может вестись как в произвольной форме, так и вовсе отсутствовать. Однако, подразумевая, что количество выдаваемых доверенностей от имени юридического лица достаточно большое, ведение журнала «Учет выданных доверенностей», равно как и отслеживание срока их действия, представляется вполне обоснованным и позволит предот- вратить незаконные последствия.

Людмила МОНЕТОВА, юрисконсульт компании «Гарант».