Инспекторам ДПС разрешили сидеть в засадах

С 1 сентября вступил в силу новый регламент для сотрудников ДПС, в котором очень подробно прописаны взаимоотношения инспекторов дорожно-патрульной службы с гражданами.

Согласно новому документу с 1 сентября инспекторы ДПС могут делать всё то, что раньше вызывало сомнения. К примеру, новый регламент официально разрешает им «скрытно выявлять нарушителей, используя искусственные и естественные преграды» - то есть прятаться за деревьями, кустами и углами. Гаишники также могут «контролировать движение, используя автомобили без специальной раскраски». И лишь останавливать водителей им предписывается в форме и раскрашенных машинах. На практике это означает, что один инспектор будет отслеживать нарушения из укрытия, а второй, открыто стоящий чуть дальше по трассе, - останавливать провинившихся. При этом инспектору предписано быть вежливым, но отдавать честь водителю при этом не обязательно. Служебное удостоверение инспектора водитель может рассматривать только из рук его владельца. В регламенте имеется также истолкование разницы между осмотром и досмотром транспортного средства. Осмотр - это когда водитель по требованию инспектора ДПС без протокола открывает свою машину и показывает ему всё, что в ней есть. А досмотр - это когда водитель упирается и не соглашается на всё добровольно. Тогда вызываются понятые и составляется протокол. Кроме того, в регламенте присутствует формулировка о том, что водитель имеет право фиксировать действия сотрудника ДПС на видео. За исключением тех случаев, когда «данная запись запрещена законодательством», о чём сотрудник обязан водителя предупреждать.

Наконец, с 1 сентября начинает действовать ещё одно новшество: остановив нетрезвого на вид чиновника или сотрудника прокуратуры, пользующихся иммунитетом, гаишник имеет право отстранить его от управления автомобилем и предложить пройти медицинское освидетельствование. Если же тот отказывается, руководитель подразделения ГИБДД должен оперативно связаться с руководящим органом сотрудника прокуратуры (или другого соответствующего ведомства), откуда на место будет прислан представитель для совершения дальнейших процедурных действий. В региональном ГИБДД нововведение прокомментировали достаточно сдержанно и лаконично. «Этот регламент призван обеспечить в первую очередь равенство всех участников дорожного движения перед законом, - пояснили корреспонденту 34auto.ru в отделе информационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД по Волгоградской области. - Правила дорожного движения написаны для всех, неважно, слесарь ты или чиновник». Эксперты же полагают, что новый регламент, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, всё же способен доставить немало неудобств. В первую очередь рядовым водителям. - Я пока не изучал этот регламент внимательно, поэтому в целом его комментировать не могу, - говорит председатель Волгоградского регионального отделения всероссийской общественной организации «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян. - Безусловно, хорошо, что появляются подобные цивилизованные документы. Однако важно, чтобы сотрудники милиции не начали использовать этот регламент во вред водителю. В частности, в регламенте есть один пункт, касающийся возможности засад на дорогах. Я намерен обратиться в Конституционный суд за разъяснениями, насколько это положение регламента соответствует Конституции и насколько допустимы засады при контроле за дорожным движением. Также я не исключаю того, что после более детального изучения нового документа у меня появятся и новые вопросы, касающиеся взаимоотношений инспектора и водителя. Отметим, что некоторые наблюдатели полагают, что регламент никоим образом не исправит ситуацию на дорогах и сделан в большей степени «для галочки».

- Я совершенно спокойно отношусь ко всякого рода подобным мероприятиям, - высказывается председатель ассоциации пассажирских автотранспортных перевозчиков Юрий Белоусов. - Однако всё же гораздо больше пользы будет, если всех тех, кто прячется по кустам в засадах и вымогает деньги с дальнобойщиков на рубежных постах, отправят в город наводить порядок. Ведь как ездили пьяные и обкуренные по городу, так и ездят. Как «летали» отморозки в насмерть затонированных машинах, так и летают. А гаишники на это не обращают внимания. Не регламенты писать надо о том, как и с какой стороны подходить к машине. Да и козыряние тоже не принципиально. Нужно заниматься своей непосредственной работой, заботиться о безопасности дорожного движения и предупреждать нарушения, а не наказывать, чего в России, к сожалению, пока не наблюдается. Поэтому я думаю, что и этот регламент был сделан всего лишь для галочки, а толку от него не будет никакого. Председатель объединения добросовестных перевозчиков «Царицын» Александр Донцов считает, что новый регламент фактически даёт сотрудникам ГИБДД индульгенцию на любые вольности в отношении водителей: «Если честно, то этот регламент как-то не очень. Может быть, действительно хотели как лучше, однако, боюсь, что получится как всегда. Сотрудникам ГИБДД не вольности нужно давать, как это сделал новый регламент, а наоборот - ужесточать требования к ним. Ведь это орган государственного контроля, и без того скомпрометировавший себя по всем статьям. И сейчас ему дают ещё больше прав и свобод. К чему это приведёт в итоге - думаю, понятно без дополнительных пояснений».

Андрей ПЕТРОВ, 34auto.ru

КСТАТИ

Пиар вместо дороги

В прокуратуре Волгоградской области состоялось расширенное заседание коллегии, на котором обсуждены результаты прокурорской проверки исполнения в регионе законодательства о безопасности дорожного движения. Отмечены серьёзные недостатки в работе органов местного самоуправления и контролирующих структур. Пресс-служба прокуратуры сообщила, что по итогам 1-го полугодия 2009 года относительные показатели аварийности в регионе не превышают средних по России. На 35,1% сократилось количество ДТП из-за управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения. Количество ДТП, совершённых из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, уменьшилось на 4,7%, на 22,6% снизилось количество ДТП с участием детей. При этом на 3,1% выросло общее количество ДТП, в которых погибло 185 человек, 1597 человек получили травмы (за аналогичный период 2008 года - 1485; +7,5%). Рост аварийности отмечен в 18 районах области. За 7 месяцев в области зарегистрировано 263 преступления в сфере безопасности дорожного движения, что на 57,5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года (167). Анализом наиболее частых причин ДТП установлено, что основными направлениями профилактики ДТП должны быть приведение дорог в надлежащее состояние, улучшение качества подготовки водителей, повышение дисциплины на дороге путём усиления карательных мер. Между тем, большинство дорог в Волгоградской области не отвечает даже минимальным стандартам безопасности дорожного движения. В наиболее плохом состоянии находятся муниципальные дороги, и виной тому не только недостаточность бюджетных средств, но и бездействие чиновников. Среди нарушений, выявленных горрайпрокурорами в ходе проверки, большая часть допущена именно органами местного самоуправления: повсеместно бюджетные средства направляются не на решение социально значимых вопросов, а на дополнительные премии чиновникам, представительские расходы и пиар-акции руководителей муниципальных образований, расходы на которые в ряде муниципальных образований в десятки раз превосходят средства на ремонт дорог.

Однако и правоохранительные органы не прилагают больших усилий для наведения порядка. Так, за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог по ст. 12.34 КоАП РФ за 6 мес. 2009 г. возбуждено всего 261 административное производство, что на 27,1% меньше, чем за тот же период прошлого года (358). В 2009 году не исполнено более 230 тысяч постановлений о наложении органами ГИБДД административного штрафа. Однако за неуплату штрафа возбуждено только 3 тысячи административных производств, что составляет менее 1,5%. Всего по итогам проверки прокурорами выявлено более 1500 нарушений закона. В целях их устранения предъявлено 32 протеста, внесено более 500 представлений, возбуждено 102 производства об административных правонарушениях, в суды подано более 600 исков.