Стратегия сытости

На прошлой неделе администрация города предложила городскому сообществу обсудить проект первого в истории Волгограда Стратегического плана устойчивого развития города до 2025 года.

Волгоград был одним из первых городов России, в котором власти задумались о стратегии развития, об образе будущего города. Эта работа велась с 1996 до 2002 года, а потом прекратилась в связи с отсутствием финансирования. Отсутствие интереса к стратегическому развитию города со стороны его властей не остановили думающих горожан. На бытовом уровне они пытались объяснить, почему миллионный Волгоград живет хуже, чем города-соседи? Или, если говорить терминами маркетинга территорий, искали ответы на вопросы: каков Волгоград сегодня, в чем его уникальность, как реализовать эту уникальность, чтобы повысить значимость города, его известность, создать еще более комфортную среду для горожан и гостей города?

Одним из основных инициаторов этой дискуссии с 2004 г. был и остается клуб «Деловое Поволжье». В 2005 году клуб подвел итоги конкурса студенческих работ «Волгоград как глобальный брэнд». В 2004-2006 годах вместе с газетой «Деловое Поволжье» трижды инициировал некоммерческий конкурс «Волго- брэнд», в ходе которого были отмечены самые яркие проекты местных предпринимателей в сфере потребительского рынка, а также вручены награды за личный вклад в продвижение Волгограда как брэнда. Только спустя три года власти вернулись к этой теме и предложили горожанам документ, в котором идет речь о продвижении глобального брэнда «Волгоград».

Сотрудники управления перспективного планирования и инвестиционной политики комитета экономики и инвестиций администрации Волгограда, которые еще с 1996 года занимались этой темой, заручились поддержкой у вице-спикера гордумы Геннадия Мурылева и председателя комитета по экономической политике Владимира Михалева. Параллельно интерес к этой теме стали проявлять и другие депутаты гордумы, которые начали задавать чиновникам вопросы: куда мы движемся, каким видим Волгоград будущего? Эти разговоры поднимались обычно при обсуждении прогноза социально-экономического развития города, который, по своей сути, не мог содержать ответы на столь глобальные вопросы - слишком короткий горизонт планирования, и методика принципиально иная - от достигнутого, а не от желаемого.

В итоге депутаты приняли решение возобновить бюджетное финансирование разработки долгосрочной стратегии города. Муниципальный тендер на 2 млн руб. зимой 2007 года выиграл Волгоградский госуниверситет. Группа ученых под руководством доктора экономических наук, кандидата технических наук профессора Виктора Мосейко подготовила проект документа к августу 2007 года. Проект вывесили на сайте мэрии и пригласили горожан к обсуждению. Генеральной целью устойчивого развития города в нем назван стабильный рост качества и уровня жизни всех слоев населения Волгограда. Волгоград будущего представлен как главный интеграционный лидер Нижнего Поволжья, центр инновационно-технологического, научно-образовательного, финансово-экономического, транспортно-коммуникационного и культурного развития на южном рубеже России.

Как рассказала «ДП» руководитель управления перспективного планирования и инвестиционной политики Ирина Богомолова, документ, касающийся всех горожан, должен и будет обсуждаться максимально широко - на круглых столах, конференциях и публичных слушаниях. После того, как свое слово скажут депутаты гордумы, и план будет принят, мэрия Волгограда должна будет в трехмесячный срок разработать план мероприятий по его реализации. И, по идее, все свои следующие шаги сверять с этим документом.

В Волгограде генеральный план города в новой редакции появился раньше стратегического плана. И в структуре генплана, этого более узкого по сути документа, уже заложены идеи, касающиеся будущей модели города. Некоторые из этих идей - новой редакции генплана и будущего стратегического плана - уже начали объективно реализовываться в городе. Речь идет о многофункциональном развитии города-миллионника, о формировании Большого Волгограда, о постепенном перезонировании промышленных территорий, об ускоренном развитии потребительского рынка.

«ДП» не раз искало ответ на вопросы - откуда берутся городские стратегии и кто должен инициировать их разработку. Одни эксперты говорили, что эта задача власти, харизматичного лидера, который, по примеру Ленина, укажет путь. Другие считали, что задача власти - создавать комфортную городскую среду, а прорывные идеи пусть рождают ученые, обществоведы и гражданское общество. Объективно Волгоград выбрал второй сценарий. Власть всерьез взялась за благоустройство города. Новости из мэрии чаще напоминают подведение итогов хозяйственной деятельности - купили троллейбусы, отремонтировали кровлю, высадили цветы. Эти простые, понятные действия правильны и одобряемы не только политтехнологами, но и горожанами. Может, в атмосфере комфорта благоустроенного города и прорывные идеи лучше приживутся.

Татьяна Тараканова