Новое русское бедное

Неделю назад в Волгограде побывал министр по делам молодёжи Василий Якеменко, который сообщил молодым активистам, что, по его мнению, лучше размещать изображения экспонатов в интернете, чем тратить деньги на содержание музеев, «в которые никто не ходит». А на следующий день волгоградская молодёжь собралась в Волгоградском музее изобразительных искусств, где новый выставочный сезон открыли экспозицией актуального искусства - «Тара Аватара» Станислава Азарова, Алексея Шилова и П. П. Дзогабы.

Авторы проекта родились и выросли в Волгограде. Работая в разных направлениях, художники неоднократно выставлялись с совместными проектами. Их работы были представлены на выставках в Москве: АртМанеж, в Государственном Центре современного искусства, ЦДХ на Крымском Валу и других галереях. Принимали участие в совместных и персональных проектах в Италии, Германии, показывали свои работы на зарубежных фестивалях. Их работы находятся в частных коллекциях Италии, Германии, Великобритании, Израиля, Испании и в фонде Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Выставка «Тара Аватара» - первый полномасштабный проект авторов, который они показали в родном городе. Художественные объекты, составившие экспозицию, - результат исследования основополагающих для искусства понятий «объект» - «образ» - «символ». Художники приглашают зрителя к диалогу. Для людей, привыкших иметь дело со словом, на выставке разложены фрагменты текстов, из которых при желании можно составить свой рассказ. Для неподготовленного зрителя экспозиция представляет диковатое зрелище: объекты сделаны в буквальном смысле из мусора - обломков мебели, кусков картона, старых лыж и бадминтонных ракеток, смотанных верёвками. Всё это служит фоном или рамами для картин. Однако чувство стиля, гармонии авторов проявляется ярче, если художественные объекты сделаны «из ничего», чем когда в работе использованы драгоценные материалы. Два года назад С. Азаров и А. Шилов порадовали волгоградцев участием в акции «Время цивилизации» - в День города художники делали скульптуры людей из упаковок от сока, конфетных фантиков, пластиковых стаканов, пивных банок и прочих отходов цивилизации. Лучшие работы из этой галереи хранятся в музее изобразительных искусств и извлекаются каждый раз, когда проводятся молодёжные акции, например, «Ночь в музее» в мае этого года.

Это направление в искусстве - продолжение появившегося в 60-е годы направления Arte Povera - «Бедное искусство». Итальянские художники поставили перед собой задачу - расширить физические и интеллектуальные границы искусства, сломать преграду, разделяющую искусство и жизнь. Arte Povera - искусство, созданное без принудительной сдержанности. Считается, что это было формой социального протеста против коммерции и гламура в искусстве. Есть и другая сторона: небогатые художники вынуждены так начинать, добывая материалы из помоек. Однако теперь это уже модное течение в искусстве: создать из мусора что-то сверхценное, а значит и дорогое. Именно по такому пути пошли организаторы прогремевшей на всю страну выставки в Перми. Её так и назвали - «Русское бедное», хотя принявшие в ней участие авторы отнюдь уже не шарят по помойкам в поисках вдохновения и материалов. Для Перми, активно ищущей себя в том числе и через искусство, это было ещё одним шагом к образу современного и продвинутого города. Выставка будет работать в Волгоградском музее изобразительных искусств (пр. Ленина, 21) до 11 октября.

На фото: 1. Русское бедное искусство в полной мере озадачивает неподготовленных зрителей. 2. Кусочек жизни... 3. Кусочек фантазии... 4. ...и очень много фантазии. 5. Три художника впервые вместе выставляют работы на родине.