Системные неприятности

До того дня, когда федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» начнёт действовать в полном объёме на всей территории России, осталось ровно четыре месяца. Регионы - в том числе и Волгоградская область, - которые внедрили этот закон, не дожидаясь января 2009-го, доказали, что органы МСУ - это реально работающие структуры, обладающие серьёзными возможностями и пользующиеся авторитетом населения. Но ни власти на местах, ни руководство регионов не могут самостоятельно решить системные проблемы, порождаемые 131-м законом. Прежде всего, это касается вопросов финансового обеспечения полномочий и распределения налоговых поступлений - об этом говорили участники круглого стола, прошедшего в конце августа в пресс-центре газеты «КП-Волгоград».

Несмотря на свою важность, 131-й закон получился сырым, или, как назвал его исполнительный директор областного Совета муниципальных образований Евгений Волохов, «недоношенным». Уже сейчас общий объём поправок, большая часть которых была предложена наиболее активными регионами, в несколько раз превышает объём самого закона. Но это были разные по величине «блохи», с которыми справлялись и на региональном уровне. А вот серьёзные, глобальные проблемы остались. И регионы тревожит то, что Москва не спешит ими заниматься - уже подготовленные поправки месяцами лежат без движения в Госдуме и Совете Федераций. Самый главный вопрос при этом - финансовый.

- Мы давно говорим о необходимости перераспределения налоговых поступлений в пользу территорий, - делится глава администрации Старополтавского муниципального района Сергей Булгаков. - Передайте нам хотя бы часть поступлений от налога на имущество юридических лиц, от налога на прибыль, хотя бы процентов пять - заинтересуйте территории в расширении налоговой базы, в повышении инвестиционной привлекательности. Тогда и общие поступления увеличатся, и область не потеряет возможность исполнять свои полномочия. Дотации - это путь в никуда. К примеру, у нас дотационность бюджета достигает 80%, из-за чего контрольно-счётная палата запрещает нам реализовывать собственные программы по благоустройству жилья.

- При этом некоторые функции районов и поселений дублируются, - поддерживает коллегу глава Руднянского городского поселения Виктор Полищук. - Во-первых, это деньги, которыми можно было бы распоряжаться более эффективно, а, во-вторых, что тоже очень важно, - это затраты времени, долгие сроки прохождения документов, особенно если отношения властей разных уровней на территории далеки от идеальных. То, что методика межбюджетных расчётов не идеальна, признал и председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Волгоградской области Александр Дорждеев - и этот вопрос, по его мнению, действительно надо решать на федеральном уровне. Но самое главное, подчеркнул он, что область самостоятельно много делает в правильном направлении. К примеру, руководителям органов МСУ уже не нужно ездить в столицу региона, чтобы решить судьбу очередного транша дотаций, или получить разрешение перевести сэкономленные деньги с одной статьи в другую - чем, например, занимаются наши ростовские соседи. А уровень собственных доходов поселений в области составляет в среднем почти 34% - притом что среднероссийский уровень не превышает и 20%. В итоге Александр Дорждеев призвал глав городов и районов не рассматривать 131-й закон отдельно от бюджетного и налогового кодексов, признав, правда, что вопрос перераспределения налоговых поступлений нуждается в тщательной проработке.

Заместитель председателя бюджетного комитета области Дмитрий Завьялов призвал руководителей органов МСУ экономить на содержании собственных аппаратов, поскольку зарплаты в области и так самые высокие в ЮФО. Видимо, этот аргумент надолго станет основным в ответах финансистов областной администрации на просьбы о выделении дополнительных средств или изменении методики расчёта расходов по различным статьям. По словам господина Завьялова, расходы на содержание управленческого аппарата в некоторых муниципалитетах доходят до 60-70%, а область - для сравнения - тратит на своих управленцев порядка 7% от областного бюджета. Но с ним не согласились главы администраций Котельниковского и Котовского городских поселений Лидия Ткаченко и Александр Петрушин: если бы зарплаты реально были высокими, считают они, сотрудники не уходили бы из органов МСУ, притом что нагрузка на остающихся возрастает постоянно. Нужна новая методика расчёта расходов на содержание управленческих структур, уверены на местах, причём более подробная, учитывающая особенности различных типов поселений.

Другой способ пополнить территориальные бюджеты предложил председатель областного комитета по управлению государственного имущества Владимир Тецкий. Способ не новый: активнее заниматься вопросами оформления имущественных прав на муниципальную собственность, в том числе и на земельные участки. Но и здесь не обойтись без помощи федерального центра - упростить процедуры передачи бесхозных земель в собственность муниципалитетов и кадастровой оценки земель, а также решить вопрос передачи неиспользуемых земель федерального значения можно только на уровне правительства РФ. Есть и мелкие подводные камни, о которых напомнил глава Большесудаченского сельского поселения Михаил Битюцкий: порой документы по земле месяцами путешествуют из Росрегистрации в налоговую службу и обратно, и никаких улучшений в этом вопросе пока не проглядывается.

И всё-таки положительного в реализации 131-го закона видится больше, особенно в тех поселениях, где к власти пришли действительно инициативные, энергичные люди. В Островском сельском поселении, как рассказала глава администрации Александра Логина, после прихода солидного инвестора жители полностью оформили свои земельные доли, стали получать неплохие деньги, занялись благоустройством сёл и даже стали задумываться о строительстве фонтанов. И остальные главы городов, районов и поселений Волгоградской области, участвовавшие в круглом столе, тоже многое рассказали о своих успехах - которые были бы невозможны без принятия закона о МСУ. Но тут же добавляли - без поправок на федеральном уровне работа будет становиться с каждым днём всё сложнее. Проблемы продолжают накапливаться, и регионы, которым в 2009 году только предстоит столкнуться с действием 131-го закона, могут оказаться в крайне затруднительном положении. Да и Волгоградской области придётся непросто.

Антон БОРЦОВ