Учителя теперь рядом

В миллионном Волгограде работает 64 продовольственных магазина местных розничных сетей - 48 «Радежей» и 16 «МАНов». Сохранение и упрочение позиций волгоградских игроков на фоне острой конкуренции с федеральными сетями сильная сторона волгоградской экономики, которая транслируется и на экономику региона. В Камышине, где проживает более 120 тыс. человек, - 16 магазинов местной сети «Бизнес Фудз». В Михайловке с населением в 60 тыс. человек - 17 магазинов «Пингвин» и 10 магазинов «Магнат».

Совладелец сети «Пингвин», михайловский предприниматель Александр МЕРЕНИЧ рассказывает «ДП» о жизни и бизнесе в Михайловке. О том, чему местные сетевики могут научиться у пришельцев из Волгограда и Краснодара и чему бы им стоило поучиться у него.

Заплати за холод

- Александр Васильевич, когда и как в Михайловке появилась сеть «Пингвин». И почему ее так назвали?

- До 1996 года мы с партнерами занимались разными видами бизнеса, но десять лет назад решили сосредоточиться на розничной торговле. Придумывая название, не стали голову ломать - дали сети имя популярного в то время среди михайловцев кафе, которое тоже нам принадлежало.

- Сегодня в сети «Пингвин» 17 магазинов. Дальше будете расширяться?

- Нет, пока не планируем. Сделаем ставку на качественный рост. Начиная строить сеть, мы брали помещения для будущих магазинов подряд, без разбора. Ребята мы были деревенские, в новой экономике мало что понимали - не могли точно просчитать будущую эффективность. Время прошло, надо кое-что менять. Есть отдельные точки, которые в силу неудачного расположения работают почти на нулевой рентабельности. Будем ими заниматься, формат магазинов менять. Раньше у нас все магазины были прилавочные, сегодня уже четыре работают по принципу самообслуживания. Последний реконструировали буквально два месяца назад. В этом году сделаем еще парочку.

- Почему не все?

- Это очень затратно. В зависимости от площади магазина переоборудование стоит от миллиона до трех. Только программное обеспечение на две кассы за двести тысяч рублей вытягивает. Но все равно - за этим форматом будущее. Первый магазин самообслуживания мы запустили в 2005 году. И немного побаивались, что михайловцы нас не поймут. Были такие, которые говорили, что по-старому привычней, с продавцом можно поговорить, поспрашивать. Но даже эти люди через два-три посещения оценили преимущества торговли с открытого прилавка.

- Я была в двух ваших магазинах, как раз тех, которые работают в формате самообслуживания. Они практически не отличаются от волгоградских сетевых магазинов - широкий ассортимент, грамотная организация торгового зала. Разве что выкладка товаров неидеальна, хотелось бы чуть больше аккуратности.

- Да, сейчас мы очень далеко ушли от наших первых магазинов. И по технологиям продаж, и по качеству торгового оборудования - кассовых аппаратов, прилавков, морозильных камер. Тогда мы вынуждены были покупать российские «Крабы», «Таиры». Сегодня смотришь на немногочисленные сохранившиеся экземпляры с ужасом. Внешний вид непрезентабельный, но главное - энергопотребление такое, что разориться можно в два счета. Доля расходов на электроэнергию в себестоимости очень высока. Сейчас мы покупаем другое оборудование, которое стоит на 20% дороже, но будет актуальным еще лет 5-10 и экономию электроэнергии дает серьезную.

А про выкладку вы правильно подметили. Это одна из болезней роста. Мы и сами знаем, как это должно быть в идеале, и персоналу постоянно напоминаем, но нужно время, чтобы они через себя это пропустили.

- Какой год был самым урожайным по числу вновь открытых магазинов?

- 1999-2000 годы. Можно сказать, это был золотой век торговли. Сегодня рентабельность уже не та. По версии журнала «Прямые инвестиции», в торговле сегодня она составляет 7% - значительно меньше, чем во многих других сферах бизнеса.

- Конкуренция в этом сегменте сильная. В Михайловке уже работают краснодарская сеть «Магнит», волгоградский «Радеж», собирается прийти «МАН». Как «Пингвины» выживают в таких условиях?

- Свои магазины мы не закрывали. Хотя прихода сильных игроков, конечно, побаивались. Первое время михайловцы, естественно, потянулись во вновь открытые магазины. Потом сравнили и поняли - везде одно и то же. Главное преимущество вновь пришедших сетей - финансовый потенциал. Купить помещение в собственность для них - не такое напряжение, как для нас. Правда, есть естественные ограничители их развития - помещений для продажи в Михайловке осталось очень мало.

Мы изучили - цены у них не ниже, чем у нас. Но они, естественно, мощнее, грамотней, профессиональней. Зато мы сможем их опыт быстрей перенять. Учителя теперь рядом. Тот же самый «Радеж» иначе относится к энергоборудованию, сокращает количество холодильников в торговом зале. Прошли те времена, когда сетевики радостно встречали каждый бесплатный холодильник от производителей и дистрибьюторов. Сегодня сто раз просчитаешь - сколько денег он съест. А в московских магазинах еще дальше пошли - пиво из холодильника стоит чуть дороже, чем просто с полки.

В чем сила, брат

- А ваша сила в чем?

- Из экономтеории мы знаем, что крупные предприятия всегда хуже управляются, чем средние. У них центр принятия решений далеко, а мы рядом - поэтому можем быстрее, гибче, оперативней реагировать на изменения внешней среды.

- А тесные связи с властями города, района - тоже ваш козырь?

- Не сказал бы, что местные власти какие-то приоритеты своим предпринимателям дают.

- Второй год идет в области реформа местного самоуправления. Предприниматели это почувствовали? Может, власти города, района стали самостоятельней, сильней, богаче?

- У нас исполнительная власть в городе полтора года назад поменялась. И за это время сделано больше, чем за последние шесть. Освещение километрами провели и отремонтировали, центральную улицу города реконструировали и брусчаткой выложили, цветы посадили, скамейки поставили. Сейчас едешь по Михайловке - впереди дорогу ремонтируют. Первая реакция - опять объезд искать. Вторая - как это здорово, что ремонтируют, давно такого не было.

- Личность или закон?

- Я считаю, все-таки личность. Закон везде одинаков, а жизнь - разная. Я этот самый ФЗ-131 читал несколько раз. Под одним настроением читаешь вроде все понятно, все логично. Под другим - чем думали, когда писали, непонятно. Особенно меня там два момента, касающиеся в том числе бизнеса, беспокоят.

Первое - это обязательная продажа муниципального имущества в срок до 2009 года. Я не понимаю, зачем продавать корову, которая еще много лет молоко будет давать. Второе - условия муниципальных тендеров. Тендер выигрывает организация, предложившая меньшую стоимость товаров или услуг. И никак не учитывается, где эта организация находится. Если тендер выигрывает компания из другого города, предложившая меньшую сумму, местный бюджет сэкономит? Да. Но налоги эта компания заплатит у себя в городе. Местные предприниматели не получат стимула к развитию, потеряют заказы. В итоге местный бюджет может остаться в убытке. У нас недавно в Михайловке муниципальный тендер на поставку молочной продукции выиграли камышане. А местный маслосырзавод, чье молоко, масло и сыр даже в Волгограде ценится, проиграл. Я считаю, что прямо в законе надо прописать преференции для местных предпринимателей.

- Вы сами давно в Михайловке живете?

- С первого класса. Я люблю этот город.

- Но наверняка, по примеру большинство успешных предпринимателей из районов области, квартиру в Волгограде прикупили?

- Себе нет. А дочке, которая в Волгограде университет закончила и замуж вышла, купил. Сын сейчас на третьем курсе института учится, тоже в Волгограде. Вот он в Михайловку точно вернется - он проверенный товарищ.

- Как вообще михайловцы живут?

- Небогато. Есть несколько крупных предприятий, там зарплаты нормальные стабильно платят. А у остальных горожан доходы чуть вырастут - тут же расходы их догоняют. Особенно коммунальщики преуспели в повышении цен. Жилищный вопрос последнее время остро встал. Ничего нового в городе не строится. При этом года два назад прошла массовая продажа первых этажей под магазины и офисы. На рынке жилья возник реальный дефицит.

С другой стороны, волгоградские предприниматели начинают у нас торгово-развлекательный центр строить, первые сваи уже забили. Значит, просчитали, что деньги в Михайловке есть. Есть у нас и состоятельные люди - которые в наших магазинах не дагестанский коньяк покупают, а французский, «Хеннеси», причем не только VSOP, но и XO.

- Какая в ваших магазинах доля товаров из Михайловки?

- Хлеб, молоко и минеральная вода «Себряковская». Овощи тоже местные, фрукты хорошие. А остальное возим из Волгограда и других городов - ликеро-водочную продукцию, колбасы калачевские и камышинские колбасы, рыбу калачевскую.

- Не думали свою экспансию начать, «Пингвинов» в соседние города вывести?

- Нет, не было таких планов. Рядом с Михайловкой ничего соизмеримого по объемам рынка нет. Хотя здесь нам и тесно. Всегда же хочется, чтобы на улице рядом с твоим магазином жили не 2 тыс. человек, а в десять раз больше. И чтобы доходы у них нефтяные были.

Татьяна ТАРАКАНОВА