Капитальные деньги

До 2011 года российские регионы, представившие собственные программы переселения граждан из аварийного жилья и капитального ремонта многоквартирных домов, получат в общей сложности 240 млрд руб. Но на свои 4,5 млрд Волгоградский регион сможет претендовать только в том случае, если главы районов, городов и поселений наведут порядок в отрасли и разберутся, сколько все-таки домов у них требуют капитального ремонта, а каким даже он не поможет. Это должно стать главной задачей для местных органов власти, подчеркнул на совещании, посвященном реформе ЖКХ, вице-губернатор Лев АЛФЕРОВ.

Закон о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ был принят Госдумой РФ на одном из последних заседаний весенней парламентской сессии («Деньги на ветхость», «ДП» 30). Это позволяет надеяться, что уже в будущем году начнется выделение средств по тем региональным программам, которые будут рассмотрены и одобрены фондом. Правда, добиться одобрения федерального центра будет непросто.

- Условия предоставления средств достаточно жесткие, - говорит заместитель председателя комитета ЖКХ администрации области Валентина Гречина. - К тому же, учитывая продолжающуюся в отрасли реформу, требования федерального центра четко направлены на дальнейшую коммерциализацию рынка жилищно-коммунальных услуг. К 2010 году мы должны будем отказаться от перекрестного субсидирования и выделения дотаций предприятиям ЖКХ, установить тарифы, обеспечивающие их инвестиционные потребности, а также довести долю частных коммунальных и управляющих компаний до 80%.

Заявка каждого региона будет оцениваться по десяти критериям (см. блок-схему закона), причем причиной для отклонения может стать несоответствие хотя бы одному из них. Между тем, в настоящее время только за один пункт мы можем быть спокойны - субсидии на оплату услуг ЖКХ в области уже переводятся на персонифицированные счета граждан. По остальным девяти критериям - работы непочатый край.

- До 1 сентября во всех районах области необходимо создать рабочие группы по реализации этого закона, - подчеркнул Лев Алферов. - В обладминистрации такая группа уже работает. Конечно, нас не удовлетворяет, что разработчики закона большее внимание уделили «косметической» части капремонта - работам по фасадам, наружным стенам, исключив почему-то ремонт межэтажных перекрытий. Можно обижаться, можно спорить, но мы считаем, что лучше получить хоть какие-то деньги. Каждый муниципалитет должен принять соответствующую программу по капремонту и расселению аварийного жилья и передать всю информацию в областную администрацию. Мы, в свою очередь, разработаем региональную программу и сформируем единую заявку от области.

Как говорится, пока дают, надо брать. К тому же, по словам чиновников, другой возможности получить из Москвы деньги на капитальный ремонт у муниципалитетов не будет. Фонд - это разовая помощь. При этом средства, которые могли бы прийти в регион, но чья заявка по каким-либо причинам не была удовлетворена, отдадут другим. Так что сейчас, помимо уточнения всей информации по объему аварийного жилья и количеству многоквартирных домов, нуждающихся в капитальном ремонте, руководителям местных органов власти необходимо провести полную ревизию отрасли ЖКХ. Уже сейчас не менее четверти всех организаций, оказывающих коммунальные услуги, должны быть частными - это требование для муниципальных образований, претендующих на средства из фонда. Подстегнет закон и жителей тех многоквартирных домов, которые уже нуждаются в ремонте, но не выбран способ управления: деньги получат лишь ТСЖ и управляющие компании.

- Отсутствие актуальной базы по жилью может стать главной проблемой для нас, - отметила руководитель Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Надежда Каминская. - Мы пользуемся устаревшими статистическими данными, а на наши запросы некоторые районы, например Ольховский, присылают сплошные «прочерки». Как будто у них нет ни аварийного жилья, ни многоквартирных домов. А по количеству ТСЖ и УК нет сведений по каждому третьему району. Главам городов и поселений надо постоянно рассказывать людям, как важно выбрать способ управления своими домами.

Вообще, закон о фонде устанавливает своего рода круговую поруку - выполнение условий возможно лишь при условии четкой работы всех уровней власти. Иначе не будет точных данных по жилищному фонду, и регион не получит те деньги, на которые рассчитывал: во-первых, средства выделяются пропорционально площади многоквартирного и аварийного жилья, а во-вторых, заявку примут, только если в ней будут представлены не менее двух муниципальных образований, на территории которых проживают 20% жителей региона.

- После вступления в силу 131 закона вопросы жилищно-коммунального хозяйства передали в ведение поселений, - говорит исполнительный директор совета муниципальных образований Волгоградской области Евгений Волохов, - но после тех долгих лет, когда отрасль практически не финансировалась, мало кто найдет деньги, которые нужны для решения накопившихся проблем. Фонд содействия реформированию ЖКХ дает реальную возможность получить немалые средства из федерального бюджета. Для муниципалитетов это момент истины - достаточная ли квалификация сотрудников, могут ли они работать в условиях нехватки времени. В конце концов - нужны ли им эти средства?

4,5 млрд рублей - серьезные деньги, с помощью которых можно решить немало вопросов. Тем более, что другой возможности решить их может и не представится.

Антон БОРЦОВ