Кадры, деньги и контроль

За два года депутаты Волгоградской областной думы с нуля разработали и приняли более ста законов, касающихся установления границ муниципальных образований, разделения полномочий между уровнями власти, межбюджетных отношений. Об итогах этой работы «ДП» рассказал глава думского комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Леонид ТИТОВ.

- Леонид Александрович, каковы функции руководимого вами комитета в законодательном обеспечении реформы местного самоуправления?

- Члены нашего комитета разрабатывали либо координировали подготовку той сотни законов, которая обеспечивает реформу МСУ по-волгоградски. Эту работу мы начали больше двух лет назад - подготовили и приняли 39 законов об установлении границ муниципальных образований. Это было нелегко: некоторые пограничные территории являлись предметом спора между муниципальными образованиями. Но сейчас работа завершена. Тогда же областная дума с нашей подачи приняла свод из 33-х законов о разделении муниципального имущества между властями различных уровней - районными, городскими и поселенческими.

Волгоградская область одной из первых в России приступила к реформе МСУ. Поэтому законодательную базу МСУ нам пришлось создавать с нуля. Подобного опыта у парламентариев других городов не было. Более того, мы формировали местную законодательную базу в условиях постоянно меняющегося федерального законодательства. В тот самый 131-й закон за полтора года изменения вносили 30 раз. И каждый раз мы методично обновляли свои законы.

- Может, зря мы реформу раньше других затеяли. Надо было подождать, пока другие шишки набьют?

- Политически мы идем в правильном направлении. Но, действительно, с колес работать сложнее. Да и реальная отдача от реформы, которую почувствуют жители региона - дело будущего. Иногда мне кажется, что федеральные отцы-основатели реформы, начиная ее, не до конца понимали масштаб своего замысла. Отсюда пробуксовки в мелочах, постоянные корректировки процессов.

- Над чем сейчас идет работа в думе и комитете?

- Депутаты приняли ряд законов по разграничению полномочий между уровнями власти. Эта работа будет продолжаться и дальше - в условиях переходного периода приходится постоянно корректировать процесс, изучать, какие власти с полномочиями более эффективно справляются.

- Можете привести примеры?

- Работой административных комиссий мы очень довольны. Раньше они действовали практически на общественных началах. А теперь - это реализация государственных полномочий, обеспеченная законами и деньгами. Каждая комиссия в процессуальных вопросах самостоятельна. В 2006 году комиссии всех уровней вынесли штрафов на сумму 12,6 млн руб. А стоили они бюджету 6 млн руб. Но дело даже не в деньгах. Полноценная постоянная работа комиссий носит дисциплинирующий характер, способствует поддержанию порядка в муниципальных образованиях области.

Не так гладко прошел процесс передачи госполномочий по записи актов гражданского состояния с поселенческого уровня на районный. Жителям удаленных от райцентров поселений не нравится ездить далеко для оформления документов - они привыкли, что раньше этими вопросами занимались сельсоветы. В то же время органы пенсионного обеспечения, сберкассы, родильные дома, базы данных, архивы находятся в районах. И вполне логично, что запись актов гражданского состояния ведется в районах. Чтобы разобраться в ситуации, мы от имени комитета отправили запросы в субъекты РФ. И получили 14 ответов от тех, кто вернул эти полномочия сельским поселениям, - там возникли сложности и проблемы. В селах специалистов нет, в документах допускаются ошибки. Жителям приходится обращаться в суд для исправления этих ошибок. После изучения полученных ответов волгоградские депутаты взвесят все «за» и «против» и примут решение - кто будет отвечать за ЗАГСы.

Есть еще немало вопросов местного значения, которые мы обеспечили региональными законами - проведение местных выборов и референдумов, работа административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних. Практические все отраслевые комитеты думы так или иначе связаны с реформой местного самоуправления - готовят законодательную базу по бюджетным, земельным, природоохранным вопросам. А наш комитет выступает координатором этой работы. Сегодня мы работаем над положением о муниципальной службе - смотрим штатное расписание муниципальных органов власти, изучаем сметы расходов на их содержание. Депутаты выйдут с каникул и вплотную займутся этими вопросами.

- По итогам первого года реформы проблемные зоны МСУ были на поверхности - кадры и деньги. Сегодня что-то изменилось?

- Я бы так сформулировал - кадры, деньги и контроль. Про кадры и деньги все понятно. А про контроль расскажу. Из 45 млрд руб. 14 млрд спускается на уровень местного самоуправления. Они вливаются в местные бюджеты и расходуются исполнительными органами власти районов, городов, поселений на основании решений законодательной власти. На первых порах система контроля за этими деньгами отсутствовала. На областном уровне расходование бюджетных средств контролирует контрольно-счетная палата. А в районах, городах и поселениях раньше КСП не было. В уставах некоторых муниципальных образований даже не была прописана возможность ее создания. Этой проблемой мы занимались год. Объясняли местным парламентариям, почему необходима КСП, помогали вносить изменения в уставы. И сегодня есть конкретный результат - в 33-х из 39-ти муниципальных районов и городских округов работают КСП. Методически им помогает областная КСП и наши депутаты.

- А в оставшихся шести районах?

Там работа шла со скрипом. До сих пор объясняем своим коллегам-депутатам: если они не будут контролировать бюджетные деньги, этим готова будет заняться прокуратура. И последствия будут другими.

Татьяна ТАРАКАНОВА