Обработка воздушных потоков

Состоятельные люди привыкли жить по максимуму: работать до предела, веселиться до упада, отдыхать по первому разряду. Что называется, «любой каприз за ваши деньги». В процессе подготовки материала о самых необычных, нескучных и экстремальных видах отдыха в воздухе, доступных в Волгограде, «ДП» покорило небесную стихию.

Прыжок с высоты

Первым предложил жителям города освоить воздушное пространство и увидеть город с высоты птичьего полета Волгоградский учебный авиационный центр им. В.С. Хользунова, предоставив возможность прыгнуть с парашютом и испытать на себе впечатления от свободного падения со скоростью 400 км в час. Впрочем, парашютные прыжки нельзя назвать развлечением. Это спорт, к тому же весьма опасный. Нигде в мире его не рекламируют и не пропагандируют: считается, что принять решение совершить прыжок или воздержаться, человек должен сам. К тому же, на всех парашютах крепится табличка с предупреждением о повышенной опасности получения увечий и гибели.

Чтобы решиться на такой подвиг, нужно быть сильным духом и крепко стоять на ногах, как в физическом, так и в финансовом плане. Сегодня волгоградцы могут испытать себя, прыгнув с парашютом на аэродроме в Средней Ахтубе с самолета Ан-2. Для первого самостоятельного прыжка предлагаются надежные десантные парашюты круглой формы. Они хоть и имеют низкую управляемость, зато обеспечены принудительным снятием чехла и снабжены надежными средствами страховки. Для новичков прыжок с круглым парашютом с высоты 2 тыс. метров обойдется в 1100 руб., вдвое больше - прыжок с инструктором. Для опытных спортсменов поднятие в небо и шаг в воздушную бездну стоит всего 250 руб. В этом году аэроклуб планирует приобрести новые парашюты типа «крыло» - более безопасные и удобные, но и более дорогие - порядка $6-8 тыс. за полный комплект снаряжения. Прыгать с таким парашютом будут с 4 тыс. метров по цене от 3 тыс. рублей.

«Независимо от типа парашюта, по правилам, перед первым прыжком надо пройти 10-15 часовую подготовку, - говорит инструктор авиационного центра им. Хользунова Сергей Сергиенко. - Он включает наземную подготовку: изучение правил безопасности, действий в особых случаях и отработку элементов прыжка на тренажерах». Освоив азы парашютного дела, окончив курсы, получив разрешительные документы и совершив достаточное количество прыжков, представится возможность попробовать не только купольные прыжки, но и фрислайл, скайсерфинг - прыжки с доской, билдинг - прыжки со зданий и прыжки со статичных объектов. Всему этому готовы научить сертифицированные инструкторы, закончившие специализированные курсы в Москве и имеющие большой опыт работы в парашютном и летном спорте. Правда, в связи с реорганизацией клуба прыжки начнутся не раньше сентября.

Купольные алаверды

Парапланеризм - молодой, но очень популярный вид спорта. В отличие от парашютных прыжков, он менее опасен и более доступен. Параплан - это летательный аппарат сверхлегкой авиации, похожий на длинный прямоугольный парашют. Он состоит из мягкого купола площадью 20-30 кв. метров, сшитого из легкой, прочной воздухонепроницаемой ткани, подвесной системы - рабочего места пилота и длинных строп, соединяющих эти компоненты в единую систему. Параплан обладает небольшой скоростью полета - до 60 км/ч и дает возможность при благоприятных погодных условиях часами парить в воздухе как птица, обрабатывая восходящие воздушные потоки или пролетать сотни километров в определенном направлении. Полет на параплане очень комфортный, а посадка аккуратная: пилот медленно приближается к земле и плавно встает на ноги без толчков и ударов.

Есть несколько видов полетов на параплане. Первый - на равнине с помощью гидравлической лебедки, самый простой, дешевый и безопасный. Благодаря ему можно осуществлять полеты, не выезжая из города. Такие условия созданы волжским клубом «Параглайдинг-Волга», который разместился на том же аэродроме в Средней Ахтубе. С помощью лебедки параплан вместе с пассажиром поднимают на 200-400 м. Этого достаточно, чтобы ухватиться за восходящие потоки и продолжать полет своими силами.

Полеты в горах сложнее и требуют дополнительной подготовки. Также можно летать на параплане с мотором, в этом случае полет будет длиться, пока не закончится топливо, порядка 4-х часов. Есть варианты тандемных полетов с инструктором. Они не требуют от пассажира спецподготовки и доступны по цене: стоимость полета в тандеме - 700 руб., а затяжки на лебедке для самостоятельного полета - 250 руб.

Чтобы летать самостоятельно, пилоту понадобится собственное снаряжение: параплан - спортивный, скоростной или крыло для воздушной акробатики - стоит в среднем 1-2 тыс. евро, в 300-400 евро обойдется подвеска, 100-200 - запасной парашют. Пригодится в полете вариометр (прибор для измерения высоты) стоимостью 150-180 евро и шлем - 50-70 евро. Снаряжение можно взять в аренду. В клубе «Параглайдинг-Волга» оно обойдется в 250 руб. на один вылет или 1500 на весь день.

Обучиться искусству полетов на параплане можно в специализированных парапланерных школах. В Волгограде и Волжском такое обучение осуществляют опытные пилоты и тренеры клуба «Параглайдинг-Волга», прошедшие специализированные курсы по международной программе PARA PRO, а также «Опасные режимы полетов над безопасной средой», курсы усовершенствования летного мастерства и другие. Обучение занимает от 3-х до 5-ти летных дней. Стоимость первоначального курса - 500 евро, после чего выпускники получают третий спортивный разряд и третий уровень норм PARA PRO, лицензию пилота, позволяющую летать на большинстве дельтадромов бывшего СССР, летную книжку, в которой ведется учет полетов, и карточку - подтверждение национальной лицензии для полетов за рубежом.

В прошлом году школа выпустила 10 первых курсантов. Многие из них уже летали на площадках и склонах в разных странах, а в скором времени группа собирается в Турцию, где предстоит отрабатывать «срывные режимы» полетов. «Запланирован старт с горы Бабадак, высотой 2 тыс. м., полеты над бухтой и выполнение упражнений, - рассказывает учредитель клуба Дмитрий Дудин. - Будем тренироваться самостоятельно срывать, а потом выравнивать купола, распутывать стропы прямо в воздухе». В скором времени в клубе планируется обучение горным стартам и навыкам воздушной акробатики.

Никаких медицинских ограничений для занятий парапланеризмом нет: каждый человек старше 16 лет может летать. Гарантия безопасности этого вида спорта - в простоте управления крылом. Он не потеряет аэродинамику, не свалится в штопор и не разовьет скорость большую, чем заявленная в его техпаспорте. Если пилот растеряется в воздухе, достаточно поднять руки вверх и отпустить стропы управления. Крыло само наполнится воздухом и выровняется, а еще всегда есть возможность воспользоваться запасным парашютом, который срабатывает на высоте до 25 метров.

Полет на параплане наиболее приближен к полету птицы. К тому же, это уникальный аппарат, который вместе с подвеской можно сложить в рюкзак и отправиться летать в любое место мира. «Сегодня о такой роскоши знают немногие, все новое приживается постепенно, - считает Дмитрий Дудин. - Но уверен, что через 1,5-2 года от желающих воспарить над землей на параплане не будет отбоя».

На двух крылах

Не меньше удовольствия и адреналина принесет полет на единственном в городе гидросамолете, который предлагает авиакомпания «Агролет». Стандартный полет - 10 минут: взлет с острова Голодный, полет вдоль берега Волги, разворот напротив Мамаева Кургана, прогулка до Тулака и возвращение на базу. Маршрут проходит над речной гладью на высоте 150 м. Подниматься выше запрещено диспетчерами аэропорта. Впрочем, разглядеть город с большей высоты весьма затруднительно. А в этом-то весь интерес!

Желающих взвиться в небо подобно птице пока немного, в пятницу и выходные дни гидросамолет совершает в среднем до 10 вылетов. Вместимость самолета до 3 человек общим весом до 120 кг, а в такие рамки обычно укладываются двое. Получается, что ежедневно полетом наслаждаются в среднем около 200 человек. По словам гендиректора авиакомпании Дмитрия Светличного, примерно 70% из них - люди приезжие: москвичи, петербуржцы, гости из Новосибирска, Самары, Тюмени. Местные считают, что 1,5 тыс. рублей за 10-минутный круг полета - это дорого, а приезжие удивляются - дешево. К примеру, прокат гидроцикла на волгоградской набережной стоит 200 рублей/минута, а то же время полета на самолете выливается в 150 рублей.

Зато в некоторых крупных компаниях завелась добрая привычка привлекать самолет для корпоративного отдыха: гидроавиамобиль можно арендовать на целый день или несколько часов. Естественно, с пилотом. За 9 тыс. руб. в час он прокатит сотрудников во время отдыха на турбазе на берегу Волги или Дона. В последнее время появились заказы на полеты над Волго-Ахтубинской поймой, участие в днях рождения. Находятся желающие устроить в полете свадебный кортеж: приезжая после ЗАГСа на набережную, многие молодожены катаются на катерах, а теперь еще и на самолете. И хотя упаковать в салон невесту дело непростое, получается отличное свадебное развлечение и хороший подарок обеим половинкам.

Несмотря на праздник, поведение в кабине летящего самолета должно соответствовать положению по безопасности полетов. Как говорится, пилота за руки не хватать, из кабины не высовываться. «Меня сложно вывести из себя, - признался пилот Сергей Чулков, в прошлом командир экипажа Як-42. - Но у одной девушки это получилось. Будучи нетрезвой, она предложила пролететь под мостом, потом рвануть на Москву, а в довершение попыталась на ходу открыть дверь самолета».

Кроме полетов, «Агролет» предлагает услугу летающей рекламы. Самолет с баннером на хвосте целый час будет парить над набережной всего за 15 тыс. рублей.

Летный бизнес

Бизнес «Агролета» появился в городе 5 лет назад. Вначале фирма занималась обслуживанием сельского хозяйства: 7 самолетов «Бекас Х-32» производства Харьковского авиазавода работают на орошении полей и борьбе с вредителями. А 2 года назад налажен водно-воздушный отдых.

«Год ушел на оформление документов, - говорит Дмитрий Светличный. - Обозначили район полетов, у управления водными ресурсами взяли в аренду часть Волги, написали инструкцию полетов в этом районе, согласовали их с волгоградским аэропортом и военными, с региональным управлением гражданской авиации в Ростове и окончательно утвердили с командующим 4-ой воздушной армией».

Водный самолет выпуска Самарской фирмы «Гидроплан» полностью сертифицирован. Он приносит прибыль, но еще не вышел на самоокупаемость. Стоимость такого авиакорабля - $60 тыс. Содержание тоже обходится недешево. Потребление топлива - 37 литров в час 95-го автомобильного бензина, то есть 740 рублей в час. Плюс амортизация: после 300 часов полетов оба двигателя сдаются в ремонт, который обходится порядка 2,5 тыс. евро на каждый.

Сухопутные самолеты «Х-32» Харьковского авиазавода позволяют катать только одного человека, поэтому стоимость этого удовольствия дешевле - 5 тыс. рублей/летный час.

В перспективе можно было бы развить бизнес-авиацию, купить вертолет для перевозок пассажиров. Тем более, что некоторые местные фирмы уже делали попытки заказать пассажирские мини-рейсы на север области - с целью экономии своего рабочего времени. Но такие перевозки нецелесообразны из-за того, что легкая и сверхлегкая техника, которой располагает «Агролет», не может взять на борт много пассажиров. А самый простой вертолет, 4-местный «Робинсон» стоит дорого - порядка $420 тыс.

По мнению Д. Светличного, скоро придет время, когда люди будут покупать самолеты и вертолеты, чтобы съездить на дачу, на пляж или на рыбалку. Для «Агролета» это станет дополнительной статьей доходов: кто-то же должен будет обслуживать и содержать авиатехнику состоятельных летчиков-любителей.

Анастасия КУВШИНОВА.