Чиновникам пообещали показать красную карточку

Обратить внимание на ситуацию с фотопечатью в Волгограде «ДП» заставили три факта. Во-первых, ощутимое (порядка 15%) повышение цен на фотопечать во всех фотосалонах города с августа. Во-вторых, значительная разница на печать фотографий в Волгограде и соседних городах Ростове, Воронеже, Саратове. В-третьих, отсутствие дисконтных программ, скидок, например, при печати всей пленки или большого числа цифровых фотографий.

Мы попросили прокомментировать ситуацию топ-менеджеров основных игроков рынка. Коммерческий директор сети салонов «Колорит-Плюс» Илья Садофьев объяснил августовское подорожание повышением цен на химию и материалы компаний «Кодак» и «Фуджи»: «Наши общие поставщики подняли цены с 1 июля, мы месяц тянули на старых запасах. Но с 1 августа подняли цены. Тем более что параллельно подорожали бензин, интернет, IP-телефония». А коммерческий директор сети «Экспопринт» Роман Орешкин напомнил о соотношении «цена-качество»: «В Москве вы можете напечатать фотографию за полтора рубля, но вынуждены будете ее сразу выбросить. Мы с качеством не играем. Я не знаю других городов Юга России, где также соблюдаются все технологии пленку не порвут, фотографии сделают с гарантией. И дисконтная программа у нас есть при покупке фотоаппарата вы получаете дисконтную карточку».

Вам не нравится, что в Волгоградской области литр 95-го бензина стоит 20 рублей, а в соседней Ростовской области на тех же заправках «ЛУКОЙЛа» 19,6 рублей? Причем разделяет эти заправки только граница и расстояние в 5 километров. Вас не устраивает, что печать цифровой фотографии в Волгограде обходится в 8-10 рублей, а воронежцы и ростовчане платят за ту же услугу в два раза дешевле? Согласно федеральному закону «О защите конкуренции», вступающему в силу 27 октября текущего года, не только юридические, но и физические лица могут пожаловаться на ущемление их потребительских прав в антимонопольную службу. Теперь, с одной стороны, работать предпринимателям станет сложнее, с другой ряд положений нового закона снижает нагрузку на бизнес, минимизируя вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности.

То перебор, то недобор

В управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Волгоградской области говорят, что по новому закону работать будет легче, потому что он отражает реальное положение дел в современной экономике и уточняет многие понятия. Но работы у антимонопольщиков значительно прибавится. Закон уточняет определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. Если ранее доминирующей признавалась компания с рыночной долей более 65%, то теперь пороговый уровень 50%. Само по себе доминирование на рынке не является нарушением, но в случае злоупотребления им антимонопольщики могут начать расследование и наказать виновных. В качестве примера в УФАС по Волгоградской области приводят ситуацию с «Волгоградэнергосбытом», который, пользуясь прорехами в федеральном законодательстве, ввел для потребителей-юрлиц штрафы как за перебор, так и за недобор энергии, тем самым злоупотребляя своим доминирующим положением и нарушая порядок ценообразования. В законе впервые вводится понятие коллективного доминирования ситуации, когда крупные игроки рынка, не сговариваясь, устанавливают выгодные для себя правила. Например, очень похожа на эту ситуацию приведенная выше история с фотографиями на волгоградском рынке представлены два-три крупных игрока, которые, пользуясь отсутствием конкуренции, держат неоправданно высокие цены. По словам замруководителя начальника Волгоградского УФАС Валентины Бурба, мониторинг коллективного доминирования весьма перспективен для региональных малоконкурентных рынков. Новый закон допускает вертикальные соглашения в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии, а также вертикальные соглашения между субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. В законе продолжена тенденция выведения из сферы государственного контроля сделок по экономической концентрации, которые не оказывают существенного влияния на состояние конкуренции. Уведомительному контролю отныне подлежат сделки, суммарная балансовая стоимость которых превышает 200 млн рублей, а предварительному контролю сделки стоимостью от 3 млрд рублей. В практике работы УФАС по Волгоградской области такие сделки регистрировались нередко. Среди последних заявителей звучат знакомые названия: «ЛУКОЙЛ», ОАО «Волгоградская тракторная компания», ЗАО «ГелиоПакс», ЗАО «Прикаспийбурнефть».

То промывка, то отмывка

В законе более четко сформулировано понятие государственной и муниципальной помощи, когда органы власти различных уровней обеспечивают хозсубъектам более выгодные условия деятельности по сравнению с другими участниками рынка. В Волгограде и области можно вспомнить немало подобных примеров дотирование отдельных СМИ, скидки по арендной плате для некоторых предпринимателей. У власти немало рычагов помощи лояльным структурам и персонам. Но антимонопольщики говорят, что по новому закону с этими явлениями бороться станет легче. Валентина Бурба приводит самый громкий пример последнего времени: в УФАС считают, что сдача коммунальных сетей города Волгограда в аренду компании «РЭС» без проведения открытых публичных торгов как раз является примером такой помощи. Муниципальные власти объясняют свои действия наличием объективных обстоятельств скорым наступлением зимнего сезона, необходимостью срочно обосновывать и согласовывать тарифы. «У них то тарифы, то сезон, то промывка, то отмывка. В итоге сети сдаются без конкурса», шутят антимонопольщики. Однако пока исход дела неясен административные лица могут заплатить посильный штраф, не изменяя ситуации. А учитывая, что похожая ситуация с коммуналкой сложилась в большинстве регионов России, в скором времени ФАС будет решать этот вопрос на своем специальном заседании. Зато, когда вступят в действие ожидаемые поправки в Административный кодекс РФ, должностным лицам, злостно нарушающим антимонопольное законодательство, может грозить дисквалификация. Новый закон расширяет полномочия антимонопольных органов в части контроля за торгами, как при распоряжении средств бюджетов различных уровней, так и при проведении торгов коммерческими и некоммерческими предприятиями и организациями. В обязанность антимонопольщиков вернулась и действующая до 2002 года работа с заявлениями физических лиц. Теперь физические лица могут жаловаться в УФАС на монополистические действия хозяйствующих субъектов. Валентина Бурба говорит, что физические лица активней юридических, поэтому в УФАС ожидают вал обращений граждан прежде всего на действия естественных монополий и на любые массовые повышения цен. Правда, доказательная база в обращениях физических лиц, как правило, хромает. А отказать им, по новому закону, антимонопольщики не вправе.

Татьяна ТАРАКАНОВА