2% на веру

Три события совпали в Волгограде по времени и, похоже, это не случайно. И.о. главы Волгограда Роланд Херианов объявил о том, что в городе будет восстановлен храм Александра Невского, а на главной площади святому поставят памятник. Это раз. Опубликован проект генплана Волгограда, где в самом центре города заложено строительство «общественно-духовного центра». Это два. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, ранее не считавший себя вправе «вмешиваться в дела мирских властей», выступил в защиту арестованного главы администрации Волгограда Евгения Ищенко и экс-председателя городской думы Павла Карева. Это три. Поиск новой городской мифологии начался с первого, что приходит в голову, с религии.

Назначенному и.о. главы Роланду Херианову действительно нужно легитимизировать себя в глазах волгоградцев. Горожане считают его наследником мэра Евгения Ищенко (см. об этом в статье «Горожане власти: ах, как хочется влюбиться», «ДП» 31), хотя сам Е. Ищенко уже так не считает. Получается вилка: дистанцироваться от отстраненного мэра потерять его и своих сторонников, позиционировать себя как продолжателя его дела еще хуже. Так что надо искать другую опору для легитимации и.о., которому, судя по всему, придется пребывать в этом непростом статусе до октября 2007 года. Большую роль играет губернатор Николай Максюта: самый популярный политик области поддерживает и.о. сейчас и может поддержать в будущем. Для почти 12% горожан на грядущих выборах значимым будет мнение Н. Максюты, это больше, чем у президента и его полпреда. Но этого недостаточно. В качестве второго покровителя Р. Херианов выбрал святого Александра Невского. Однако такая стратегия эффективна в том случае, если новые городские мифы не будут замыкаться в религиозных рамках. На пресс-конференции Р. Херианов сказал журналистам, что в Волгограде 90% православных. Да, мы православные в том смысле, что идентифицируем принадлежность к той или иной религии с образом жизни, типом культуры, частью которой она является. Мы же не совершаем намаз, женщины не носят хиджаб и чадру, значит, мы православные. Но и только. По разным исследованиям, о вере в бога в разные годы заявляют до 60% россиян. Это не мешает многим из них верить в астрологию, колдовство и магию, то есть вера получается размытая: «что-то такое есть, а что не знаю». А вообще, по данным социологов, доля регулярно причащающихся много лет держится на уровне 2%. В 2002-2004 годах 75-77% россиян заявляли, что никогда не молятся, не соблюдают религиозных постов и праздников, 80% не соблюдали Великого поста весной 2006 года, а среди соблюдавших была известная доля желающих похудеть к лету.

Но и с социологами россияне лукавят. Весной в пасхальных службах, которые прошли в 8700 российских храмах, приняли участие около 5 млн человек, сообщили корреспонденту портала Credo.Ru в пресс-центре МВД РФ. Это в два раза меньше, чем число заявивших о таком намерении социологам. Православные обряды россияне отправляют по-своему. Каждый год священнослужители убеждают нас не ходить на могилы в Пасхальное воскресенье, это следует делать на Радоницу. Но почти 25% россиян в Пасху идут на кладбища. Мы красим яйца, печем куличи, но к вере это имеет мало отношения. Нам дороги разовые ритуалы и красивые атрибуты, а не ежедневный труд веры. Так что строительству храма на главной площади Волгограда будут рады все те же 2% населения, для которых мнение митрополита Германа важно при выборе мирской власти. С этим столкнулся и Е. Ищенко. По итогам 2003-2004 гг. в заслугу мэру Волгограда 32% горожан ставили ремонт городских дорог и благоустройство центра, 20% открытие новых магазинов и торговых центров. В одном из опросов аж два человека сказали о строительстве храмов, это доли процента. Храм сам по себе не прибавит его строителю народной любви. Это возможно лишь в том случае, если из разряда культовых сооружений его удастся перевести в ранг памятников, сделать настолько необычным, чтобы о нем заговорила страна. У памятников три функции: объединять людей, создавать точки отсчета в городе и, привлекая путешественников, помогать обмену знаниями. Храм на главной волгоградской площади не выполнит две первые функции: про объединение сказано выше, точек отсчета тут и так много, а добиться третьего сложно и дорого. Гораздо проще сделать это с памятником Александру Невскому. Можно спорить о том, насколько он дорог горожанам, но очевидно одно: памятник должен быть местом притяжения, поэтому его нельзя ставить на перекрестке посреди клумбы, заставляющей водителей ехать по кругу. Памятник, к которому нельзя подойти, не имеет смысла. В прошлом году в Волгограде поставили Ангела-хранителя и пару влюбленных (фонтан Любви). Горожане виснут на шее у первого и лезут в воду, чтобы обняться со вторыми. Освоение городских мифов идет в том числе и таким способом через прикосновение. Если Александра Невского нельзя будет потрогать руками, он не станет членом нашей большой городской семьи.

Анна СТЕПНОВА