Волгоградская область между вчера и завтра

В основу концепции Национального Центра «Победа» среди прочего была положена идея балансов, на которых и надо выстраивать дальнейшее развитие региона, дабы вырваться из пресловутой «матрицы смерти», но при этом помнить и гордиться памятью предков. Балансов между прошлым и будущим, живым и мёртвым, властью и обществом, войной и миром, локальным и глобальным, частным и общественным. Эти балансы нашли своё отражение в конкретных проектных идеях. Попытаюсь и я, руководствуясь своими вкусами и пристрастиями, тем не менее, на них опереться.

Музей российских успехов и побед. Идея расширить тему «Победа», распространив её на другие «невоенные» темы, в городе витала давно. Тем приятнее, что она получила достойное место в концепции. Музей призван расширить тему «Победа», отразив не только военные, но и экономические, трудовые, научные, спортивные и т.п. победы и успехи. Это в конечном итоге должно помочь создать новый имидж Волгоградской области как территории производства успеха. В его составе предполагаются: выставочно-экспозиционные залы, в которых будут представляться региональные, российские и мировые истории успеха отдельной личности, бизнеса и власти. Одна из первых экспозиций будет посвящена творчеству известного художника Волгоградской области - И. И. Машкову; медиа-студия; архив (хранилище кейсов); консалтинговый центр - экономические, юридические и PR-услуги для регионов, муниципальных образований и отдельных компаний. Искренне жаль, что в окончательной версии пока как-то «растворилась» музейная территория уроков истории. На мой взгляд, невозможно жить только на истории успехов, не извлекая уроков из «тёмных» уголков нашей общей непростой истории, хоть это и подчас ой как неприятно Объект видеоарта культуры мира на базе мельницы Гергардта. Перед глазами возникает опыт побратимов Волгограда - городов Ковентри, Кельна, Хиросимы, где разрушенные, руинированные объекты были превращены из «мёртвых» в «живые». В двух из этих мест ваш покорный слуга неоднократно бывал и видел их собственными глазами. Они стали не только объектами «назидания», но территориями по продвижению «культуры мира», любимыми горожанами точками массовых городских событий. Идея сделать мельницу «живой» была ещё в 80-е, но всё упёрлось в деньги, слишком это затратно. А что если использовать мельницу просто как фон для событий и перформансов в жанре видео-арта, тем более что разовый подобный опыт в городе был у устроителей фестиваля «Видеология»? Предполагается, что вновь созданный объект будет способствовать согласию и диалогу, осмыслению уроков истории с применением IT-технологий и современных визуальных средств. В основные задачи центра будут входить приобщение Волгограда к международному сообществу медиа-арт центров, реализация совместных международных проектов, повышение привлекательности жизни в городе для молодёжи, уменьшение её оттока из города. Будет построен зрительный зал на 1000 мест по принципу летнего (круглогодичного функционирования) из современных материалов с прозрачной стеной за сценой. Само же здание мельницы Гергардта будет выступать как фон для проведения визуальных перформансов, концертов и лекций. Федеральный архивный центр (территория рядом с ВолГУ). На стратегической сессии меня как модератора очень приятно удивили волгоградские архивисты: оказывается, и к этой теме можно подойти тоже нестандартно и с размахом, закрепив лидерство Волгограда и по-новому использовав потенциал города как ключевой точки Второй мировой, сделав серьёзную заявку на перевод федеральных архивов в Волгоград. Оказывается, что можно сделать нескучный и современный привлекательный инновационный архивный центр международного уровня, накапливающий и сохраняющий историческую память, превращающий ресурсы прошлого в информационные, культурные и образовательные продукты, «работающие» на международную коммуникацию и местное развитие в привлекательных и комфортных формах. С их помощью предлагается популяризация истории Второй мировой войны среди детей и молодёжи путём предоставления мультимедийных услуг на соответствующую тематику, полноценное использование образовательного потенциала архивов, сохранение и обобщение уникальных данных по Второй мировой войне, облегчённый доступ к ним для всех пользователей, повышение уровня культуры и патриотического воспитания граждан.

В рамках центра будут действовать: Федеральный архив документов по Великой Отечественной войне (собственные интернет-канал и интернет-портал с базой данных по всем участникам войны, Государственный архив Волгоградской области; кинотеатр (с фильмами о войне, старыми и современными, документальными и художественными); киностудия (съёмка образовательных программ по исторической тематике); мультимедийный центр с интернет-кафе. Невозможно жить только прошлым, поэтому в моих любимчиках и Многофункциональный комплекс с «Центром современного искусства» (на базе одного из бывших либо нынешних неэффективных индустриальных объектов, коих в городе достаточно). Предлагается создать многофункциональный комплекс с офисными, гостиничными, выставочными и торговыми площадями, который станет основным общественно-деловым центром и новым центром притяжения в городе. Появление нового общественно-делового и социокультурного городского центра - места для проведения крупномасштабных городских мероприятий - поможет оживить городскую среду и улучшить деловой и инвестиционный климат «Большого Волгограда». В рамках комплекса предлагается: гостиница 4*, бизнес-центр класса В, торговый центр, парковка. Но бизнес - бизнесом, а самое главное - сердцевина в виде «Центра современного искусства» - как якорь притяжения местного населения в проект - предполагает поэтапное создание экспериментальной площадки для организации и проведения выставок и фестивалей современного искусства (с мощностью не менее 24 выставок и 10 фестивалей в год), реализации творческих инициатив, арт-терапии и актуализации современных проблем (в частности, темы победы).

Создание Центра необходимо для переноса акцента с военной тематики и создания в городе творческой, креативной и инновационной среды - эффекта оживления городских кварталов, привлечения и удержания в регионе представителей креативного класса, интеграции в общероссийское и международное культурное пространство. В рамках центра предполагается создать выставочные залы и галереи, концертные, репетиционные и театральные площадки, производственные мастерские, дизайн-студии, залы/комнаты для проведения семинаров, арт-кафе, концептуальный магазин произведений современного искусства, фото-студию, лабораторию компьютерных технологий по свету и стенографии, детскую школу современного искусства. В Центре будет создан специальный Фонд целевого капитала, называемого сейчас часто заморским словом «эндаумент» по поддержке культурных инициатив на территории региона. Памятник жертвам нацизма (местоположение: сквер им. 8 Марта (на ул. Рокоссовского, между улицами Кубанская и Чапаева) также занимает очень важное место в замысле концепции. В городе огромное количество «военных» монументов, но всего один скромный памятник мирным жителям-жертвам варварских бомбардировок на набережной. Между тем, в городе есть свой аналог Бабьего Яра - места массовых расстрелов вблизи нынешнего кинотеатра «Родина», где располагалась немецкая комендатура. Бегая мальчишкой смотреть сюда кино, я и представить себе не мог, какие ужасы здесь творились. Проект необходим ещё и для того, чтобы закрепить за Волгоградом образ города, где чтят память погибших мирных жителей, дпя сохранения памяти нации, общего исторического прошлого, связанного с преступлениями против человечества. Создание центра будет способствовать разрешению ситуации напряжённости в обществе, связанной с отсутствием толерантности по отношению к разным нациям, большему вниманию к своей истории и к её урокам, воспитанию у молодого поколения чувства толерантности, созданию значимого мирового символа увековечивания памяти народов, погибших от рук нацистов, как вечное напоминание преступлений против человечества и дабы не допустить его повторения в будущем.

И последним по порядку, но не по значимости, как говорят англичане, идёт Музей археологии. Известно, что Нижнее Поволжье является настоящим перекрёстком цивилизаций и очень богатой в археологическом отношении территорией. Эти богатства показывать негде, а демонстрировать гостям только войну и на ней же воспитывать подрастающее поколение невозможно. В 80-е, когда строили музей-панораму, одновременно в районе Спартановки новостройками разрушили замечательный ордынский памятник - городище Тартанлы. Пора уже перестать наступать на одни и те же грабли. Для того, чтобы было что показать гостям что-то значимое и интересное кроме войны, а также, чтобы местные жители и, в частности, молодёжная аудитория, знали, что эта земля «застолбила» своё неповторимое место во всемирной истории не во времена Сталинградской битвы и даже не во времена основания Царицына, предлагается создать музейный комплекс мирового уровня. В комплексе в яркой и интерактивной форме будет представлена судьба региона как перекрёстка цивилизаций. Для реализации проекта необходимо построить суперсовременное музейное здание (предполагаемое место - рядом с балкой Сухая Мечётка), включающее экспозиционно-выставочные залы, фондохранилище, конференц-зал, библиотеку, лабораторию по реставрации музейных предметов, мастерскую по производству стилизованных сувениров, мультимедийные комнаты. Предлагается также музеефицировать и реконструировать кварталы средневекового Царёвского городища и городища Бельджамен (рядом с современной Дубовкой). Прототипом должен стать музей на месте древнегреческого городища Танаис (Ростовская обл.).

Доцент кафедры культурологии Московского педуниверситета, руководитель проектов некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» Андрей ЛИСИЦКИЙ