Инвестиционный футуризм

Выставочный стенд Волгоградской области, представленный на IX Международном инвестиционном форуме «Сочи-2010», большинством участников мероприятия понят не был. Инвесторов интересовали более земные и менее затратные проекты с чётким планом реализации, расчётом окупаемости и консервативной стратегией.

С новым смыслом

Администрация Волгоградской области представила на суд участников форума проект Национального Центра (НЦ) «Победа». Прежде всего, это тематический парк «Россия» на острове Сарпинском, который планируется соединить с городом канатной дорогой, Центр современного искусства «ВолгаАрт» и ещё 38 менее масштабных, но не менее звонких проектов в области археологии, истории, искусства и, собственно, патриотического воспитания. Всё это преподносилось посетителям как «Волгоград 2020», т.е. 10 лет спустя. - Город-герой уже имеет опыт полной перезагрузки архитектурного и смыслового пространства в короткий период, - говорит эксперт Института региональной экономики и социального проектирования (ИРЭСП) Дмитрий Грушевский, - в 1946 г. в Сталинграде был высажен «креативный десант» под руководством академиков архитектуры Каро Алабяна и Василия Симбирцева. Они привезли с собой большую группу архитекторов с хорошей школой, которые оказали на город и его культуру мощнейшее влияние. Волгоград (тогда - Сталинград) получил в наследство уникальный центр города. В архитектурных хрестоматиях центральная часть представлена как уникальный случай единовременного создания столь масштабного ансамбля. Такие градостроительные события - редкость. В России два таких примера: Санкт-Петербург и Сталинград... Таким образом, у города появился шанс пройти ещё одну точку бифуркации, наполнив пространство новым смыслом. Выставочный стенд Волгоградской области представлял собой бар-библиотеку музея современного искусства, скульптуру «Родина-мать», одетую в платье из живых гвоздик и хризантем в расцветках российского триколора, и путеводитель по Волгограду-2020, который выдавали посетителям длинноногие девушки и начальник областного управления инвестиций и развития Евгений Семикин.

Перевоплощение знаменитой скульптуры вызвало споры среди представителей волгоградского землячества в Сочи. Одни говорили, что это кощунственно и оскорбит ветеранов, другие приводили в пример США, где со статуей Свободы играют все, кому не лень, - от фермеров до литераторов и кинематографистов. Это не мешает развитию демократических институтов, зато добавляет изваянию международной популярности. При желании в эклектике стилей и направлений можно найти концептуальную линию - как некую синергетическую сумму сорока побед. Главная - в Сталинградской битве. Менее масштабные - в спорте, освоении степей, строительстве Царицынской сторожевой линии и ГЭС, науке, искусстве и т.д. Гораздо сложнее было понять бизнес-идею. «В Волгограде длинная зима, не особенно привлекательное для туристов лето, поэтому я не уверена, что можно будет найти инвесторов, которых заинтересует туристический сезон из двух месяцев (май и сентябрь)», - сомневается директор сочинского филиала рекламного агентства «Пи-Файф» (г. Ростов-на-Дону) Екатерина Воля.

Не частный интерес

Скорее, в качестве инвестора могут выступить российские налогоплательщики, или, как принято говорить в России, - государство, которое склонно затевать масштабные проекты типа зимней олимпиады-2012 и застройки острова Русский на Дальнем Востоке. - Проект может быть интересен с двух точек зрения, - считает Д. Грушевский, - во-первых, в 2014 г. в Волгоград можно будет перебросить специалистов и технику, освободившуюся на стройках олимпийского Сочи, сохранив тем самым достигнутый уровень занятости и компетенции в стройкомплексе, во-вторых, остров Сарпинский может послужить каналом для амбиций архитекторов, не сумевших пролоббировать создание искусственного острова напротив города Сочи. В принципе в итоге налогоплательщики (т. е. государство) смогут возвратить израсходованные деньги. Алгоритм прост: наполнить созданный комплекс недвижимости смыслами - форумами, выставками, фестивалями. Затем, когда туристический поток станет круглогодичным и достигнет 5-6 млн посетителей в год, - объявить о приватизации, выставив объекты на торги. В ходе состоявшегося в рамках форума круглого стола «Как создать в России туристическую индустрию» глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко сказал: «Соотношение российских и иностранных туристов будет в Волгограде 50 на 50». Заместитель министра спорта, туризма и молодёжной политики РФ Надежда Назина сделала альтернативный прогноз: «Скорее 80 на 20 - по опыту США, где большинство граждан проводят отпуска, посещая рекреационные зоны и осматривая достопримечательности собственной страны; за рубеж они в основном совершают деловые поездки...» Ряд вопросов у участников круглого стола возник в связи с предложенным администрацией Волгоградской области термином «прогрессивный патриотизм». Его губернатор пояснил как взгляд в будущее с опорой на прошлое в противовес просто взгляду в прошлое.

О земном

Анализируя экспозиции форума, можно выявить следующую закономерность: старые промышленные регионы типа Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей сделали ставку на развитие рекреационных зон, индустрии развлечений и туризма. Классические туристические центры - республики Кавказа - сделали ставку на модернизацию энергетики, промышленности и создание новых промышленных отраслей. И всё же, в отличие от прошлых лет, когда самыми востребованными были девелоперские проекты в области курортной недвижимости и индустрии развлечений, в этом году пользовались спросом проекты в области энергосбережения и малых форм в АПК. Пользовались популярностью земные проекты и оборудование ЗАО «Волгоградский завод оросительной техники и жилищно-коммунального хозяйства» (ОРТЕХ). В частности, завод предложил автономную животноводческую точку, которую за месяц можно смонтировать «под ключ». Точка легко переформатируется под КРС, свиноводство и овцеводство, адаптируется к сельскохозяйственной зоне с практически любым климатом. Председатель совета директоров ОРТЕХ Михаил Старовойтов оказался, таким образом, в эти дни, вероятно, самым востребованным волгоградцем на черноморском побережье. Кроме того, многочисленные запросы поступали на производимое предприятием навесное оборудование для сельскохозяйственных машин и системы капельного орошения. Феномен, правда, по другому поводу, объяснил Краснодарский губернатор Александр Ткачев: «Индустрия развлечений хорошо развивается там, где работают базовые отрасли: сельскохозяйственное производство, переработка, машиностроение. И где у людей остаются время и деньги на более весёлую жизнь...» Параллельно основной программе форума в сочинском ресторане «Япона Мама» для участников конференции «Мегаполисы и агломерации» (она проходила в рамках форума) и потенциальных спонсоров, таких, как агрофирма «Мысхако», РА «Пи-Файф» и строительных фирм, прошла презентация проекта «Шабунинские чтения». Это ежегодная международная конференция «Альтернативы регионального развития», публичные лекции и круглые столы. Проект, инициированный группой учёных, в числе которых к.п.н. Вячеслав Ягубкин (ИРЭСП), д.э.н. Елена Гущина (ВолгГТУ), д.ю.н. Владимир Мазаев (ГУ «ВШЭ»), предлагает представителям науки, бизнеса и власти возможность для дискуссии по актуальным вопросам реализации государственной региональной политики, проблемам регионального развития с акцентом на поиск и формулирование альтернативных концепций, стратегий и принципов. Чтения посвящены памяти учёного и государственного деятеля, почётного доктора ВолГУ, первого губернатора Волгоградской области Ивана Шабунина.

Игорь НОВИКОВ

На фото: 1. А. Бровко с Булатом Столяровым (IRP Group). 2. На встрече с послом: Ю. Коваль, председатель облкомитета экономики Роман Беков, мэр Камышина Александр Чунаков. 3. Сенатору Александру Починку (слева) понравились предложения Анатолия Бровко и вице-губернатора Юрия Коваля (справа). 4. Посол Франции в России Жан де Глиниасти обещал волгоградцам тёплый приём в Париже. 5. Главный гость экспозиции смотрит... 6. ...приветствует... 7. ...желает удачи. 8. Мэр Волгограда Роман Гребенников тоже вёл переговоры.