Автобус-убийца

Волгоградское управление государственной автодорожной инспекции всерьёз взялось за привлечение общественного внимания к растущему числу ДТП с участием пассажирского автотранспорта. 20 августа на собрании перевозчиков собравшимся было предложено ознакомиться со статистикой в этой сфере, а также с предложениями УГАДН в этой связи.

В частности, сообщено, что в России в 1-м полугодии 2009 года совершено 84365 ДТП. Это на 7,2% меньше, чем в первом полугодии 2008-го. Число погибших уменьшилось на 13,4%, число раненых - на 5,4%. На пассажирском автотранспорте в России в тот же период количество ДТП по вине водителей автобусов снизилось на 8,9%, число погибших - на 20,8%, число раненых - на 2,2%. А вот у водителей автобусов, имеющих лицензию на перевозочную деятельность, динамика обратная: количество ДТП выросло на 0,2%, число раненных в них пассажиров увеличилось на 10,4%. Снизилось лишь число погибших при ДТП на 25%. На долю лицензиатов приходится 49% ДТП, 34% погибших и 50% раненых от общего количества жертв пассажирского автотранспорта. То есть каждое второе ДТП на пассажирском автотранспорте в Российской Федерации совершается лицензируемым автотранспортом. Ранение каждого второго и гибель каждого третьего человека в этих ДТП приходится на водителей-лицензиатов. Причиной является сознательное нарушение водителями Правил дорожного движения и транспортного законодательства с целью извлечения максимальной прибыли в ущерб безопасности перевозок пассажиров. Были и другие нарушения: нарушения режима труда и отдыха водителей - в каждом третьем ДТП; нарушения, связанные с проведением предрейсового медосмотра водителей, - в каждом пятом ДТП; нарушения, связанные с проведением технических осмотров автобусов перед выездом, - в каждом шестом. На сегодня в Волгоградской области на ли цензируемом транспорте и по вине лицензиатов совершено 28 ДТП, в которых 1 человек погиб и 64 получили ранения.

Рост ДТП на лицензируемом транспорте произошёл за счёт города Волгограда, где получили ранения 55% всех пострадавших. В прошлом году за тот же период в городе ДТП зарегистрировано не было. Получается, что в Волгограде количество ДТП равно тому, что совершено в прошлом году на территории всей области. УГАДН систематически проверяет работу предприятий и предпринимателей, осуществляющих лицензионную деятельность по перевозке пассажиров. Общая сумма наложенных на нарушителей штрафов за 7 месяцев составила 706300 рублей, что на 101000 рублей больше, чем за тот же период прошлого года. Однако число ДТП растёт. Главной причиной складывающейся ситуации по росту аварийности на лицензируемом транспорте специалисты УГАДН видят в отсутствии системы допуска коммерческих перевозчиков на маршруты регулярного сообщения, которая включала бы в себя: учёт пропускной способности уличной сети; обследование пассажиропотоков; утверждение маршрутной сети; выбор оптимального подвижного состава; определение количества подвижного состава на каждом маршруте. Необходим также конкурсный отбор перевозчиков для обслуживания маршрутов по таким признакам, как уровень аварийности в предприятии, стаж работы на рынке, возраст парка и соответствие его типа виду перевозок, наличие производственной базы, наличие службы безопасности движения и диспетчерской службы, обеспечивающей контроль на линии. Законодательные акты, разработанные администрацией Волгограда и утверждённые Городской думой, в настоящее время не работают. Не работает межведомственная комиссия, которая должна регулировать рынок общественного транспорта. Отменены основные регулирующие пункты решения Городской думы 51/1204 от 25.10.07 г. «О правилах организации перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в городском округе город-герой Волгоград». Всё это стало возможно из-за несовершенства федерального законодательства, а именно - не принят до настоящего времени закон «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ», проект которого направлен в Госдуму ещё в 2007 году и прошёл первое чтение. Законопроект направлен на установление основ единого рынка, услуг автомобильного и городского электрического транспорта, приведение системы управления пассажирским транспортом в соответствии с условиями рыночной экономики.

Причины ДТП в Волгоградской области:

- несоответствие скорости конкретным условиям - 28%;

- несоблюдение очерёдности проезда 18%;

- нарушение правил проезда пешеходного перехода - 18%;

- выезд на полосу встречного движения - 14%;

- экстренное торможение - 7%;

- неправильный выбор дистанции - 7%;

- проезд на запрещающий сигнал светофора - 3,5%;

- трогание с открытой дверью - 3,5%.