Под общей крышей

Администрация Волгоградской области утвердила план мероприятий по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы региона. В список мероприятий впервые были включены действия по урегулированию деятельности волгоградских кредитно-потребительских кооперативов. Эта работа доверена ОАО «Управляющая компания».

Смотрите, кто пришёл

ОАО «Управляющая компания» существует с 2007 года. Она учреждена комитетом по управлению госимуществом Волгоградской области. Её первоначальной задачей был контроль за мерами господдержки инвестиций региона в виде государственных гарантий. Команду «Управляющей компании» составляют специалисты в области инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Компания выполняла услуги антикризисного управления и управленческой диагностики, управления долями предприятий для контроля использования госгарантий, содействовала размещению инвестиций, работала над составлением и экспертизой инвестиционных проектов, бизнес-планов, заявок на привлечение стороннего финансирования. За время своего существования компания реализовала несколько значимых проектов, в том числе проект обладминистрации по содействию реализации нацпроекта «Развитие АПК», антикризисное управление получателя бюджетного кредита ООО «Фирма «Дора», анализ рынка этилена РФ, управленческую диагностику компаний с оборотом свыше 2 млрд рублей, услуги по правовому и экономическому обзору услуг автоматизации учёта в топливно-энергетическом комплексе по заказу администрации Красноярского края. - В настоящее время администрация нашей области привлекает «Управляющую компанию» к решению основных стратегических проблем потребительской кооперации, - говорит руководитель отдела финансовых и кредитных ресурсов комитета экономики администрации области Ирина Зубкова. - Для этого есть два важных обстоятельства. Во-первых, в период кризиса финансовая сфера является наиболее чувствительной, и проблемы, происходящие в ней, напрямую затрагивают другие виды деятельности. Во-вторых, все микрофинансовые учреждения - это замкнутый цикл кругооборота финансов: микрофинансовый сектор кредитует малый бизнес, который создаёт наибольшее чисто рабочих мест и производит значительную часть региональной продукции. Крах системы КПК приведёт к необратимым последствиям в малом бизнесе.

Долгожданный закон

Основным толчком для привлечения «Управляющей компании» стало принятие долгожданного закона «О кредитной кооперации». Он подписан президентом РФ 23 июля, вступил в силу 4 августа и будет вводиться в действие поэтапно в течение двух лет. С принятием нового закона работа кооперативов должна стать более регламентированной и прозрачной, а вложения средств в КПК - более безопасными. В законе прописаны финансовые нормативы, которые должны соблюдать кооперативы, и требования к величине резервного фонда - не менее 5% от общего объёма денежных средств, привлечённого КПК за определённый период. Этот норматив поможет определить надёжность организации. Согласно принятому закону деятельность КПК будут контролировать саморегулируемые организации - СРО. Каждый кооператив обязан вступить в одну из таких организаций в течение 3-х месяцев после их образования, иначе лишается права привлекать или выдавать деньги. - Появление таких организаций для нас только выгодно, - уверен председатель совета Волгоградской ассоциации кредитно-потребительских кооперативов Михаил Лымарев. - Кооперативы будут работать надёжнее, лучше выглядеть в глазах людей, и, соответственно, смогут значительно увеличить объём привлекаемых средств. Совместными усилиями члены СРО должны создать общий страховой фонд - аналог системы страхования вкладов, ежегодно отчисляя в него 0,2% от объёма среднегодовых активов. - Благодаря этим резервам и мы, и наши вкладчики смогут спать спокойно, поэтому мы готовы отчислять не 0,2% от среднегодовых активов, а в пять-десять раз больше, - заверил М. Лымарев. Также по закону должны появиться на свет кооперативы «второго уровня», которые будут обеспечивать поддержку КПК, работая с банками и другими структурами, вести мониторинг рынка. - Как признают сами КПК, отсутствие какого бы то ни было контроля плохо влияет на рынок, - сказала И. Зубкова. - У людей есть возможность не соблюдать правила игры, но хуже от этого обычно бывает им самим. Поэтому большинство кооперативов согласны с новым законом и реалиями, которые он вводит.

Вижу цель

Как уже сказано, на вступление закона в силу отводится два года. Как раз на этот период ориентирована работа «Управляющей компании» с КПК. Она будет заниматься финансовым анализом деятельности кооперативов, особенно проблемных, для которых будет вырабатывать наиболее эффективные пути перехода к новому строю работы. Также на компанию возложат функции надзора за соблюдением принципов саморегулирования микрофинансовой деятельности и оказания содействия КПК в приведении их деятельности в соответствие с новым законом. - По сути, «Управляющая компания» призвана оказывать кооперативам те услуги, которые не в состоянии оказать ассоциации КПК, - объясняет И. Зубкова. - На первых порах она должна дать оценку деятельности кредитных союзов, повысить организацию и взаимодействие внутри сектора, разработать антикризисные меры и меры финансового оздоровления конкретных КПК, подготовить ассоциации к антикризисным мероприятиям, начать работу с недобросовестными заёмщиками. Затем в течение года она должна внедрить принципы публичности кредитных кооперативов - доступные для пайщиков результаты финансового анализа и мониторинга, оказать помощь КПК в приведении их работы в соответствие с новым законом, подготовить и запустить механизмы защиты вкладчиков, подготовить сектор к получению внешнего финансирования, в том числе и под государственные гарантии. Хочу подчеркнуть, что никто не будет заставлять кооперативы играть по новым правилам. Если руководство КПК не считает необходимым или не готово работать открыто - это его дело, а потенциальный пайщик будет выбирать сам - куда нести деньги. - Контролировать весь микрофинансовый рынок в части КПК мы сможем, хотя это колоссальная работа, - сказал генеральный директор ОАО «Управляющая компания» Роман Титов. - В помощь нам при «Управляющей компании» будет открыта горячая линия. Мы будем реагировать на любой звонок любого пайщика, оперативно анализировать полученную информацию и принимать меры. В числе стратегических мер должна быть организована и запущена система страхования вкладов, получение внешнего финансирования, совместное инвестирование, распределение и обмен вкладчиками по различным параметрам (например, срок возврата «длинные деньги - короткие деньги», процентная ставка и риск и др.). Также на плечи «Управляющей компании» ложится важная задача - сформировать и в дальнейшем контролировать Фонд помощи кредитной кооперации. Этот фонд должен пополняться за счёт собственных средств кооперативов и вкладчиков, бюджетных денег, государственных субсидий, средств инвесторов и банков. Предполагается, что средства фонда будут направляться на решение проблем конкретных КПК. Предполагается также, что средства фонда будут аккумулироваться на отдельном счету ассоциации, их использование будет производиться по плану, утверждённому правлением ассоциации и только после проверки и подтверждения целевого использования со стороны ОАО «Управляющая компания». На первом этапе - это финансирование антикризисных мер, на втором - предоставление финансовой помощи кооперативам. Только вот механизм привлечения средств пока не разработан.

Попытки провалились

С инициативой господдержки областные власти выступали ещё в феврале этого года. Тогда был проведён конкурс на получение гарантий областного бюджета для КПК при получении банковских кредитов. С этой целью предполагалось выделить из облбюджета более 60 млн рублей и распределить их между 9 кооперативами-победителями. (см. «ДП» N 20 за 2009 год). Впоследствии стало очевидно, что государственной поддержке мешает ряд веских причин. Во-первых, отдельные комитеты администрации и депутаты областной думы считают, что КПК потратят деньги на покрытие убытков от собственной неэффективной деятельности, а потому не согласны с такой практикой господдержки. Дело в том, что по результатам углубленного анализа некоторые кооперативы показали свою несостоятельность, а в отдельных случаях имело место даже предоставление недостоверных сведений. Во-вторых, в процессе анализа выявлено, что часть кооперативов не намерена предпринимать антикризисные меры, так как они не готовы принимать на себя обязательства, необходимые при получении господдержки. Таким образом, пока не изменится отношение, не появится больше ответственности, на финансовую поддержку государства и областных властей сектор микрофинансирования может не рассчитывать. А пока, в создавшихся условиях, «Управляющая компания» призвана максимально облегчить жизнь участникам волгоградского рынка кооперации. Для чего и буду приняты и внедрены вышеописанные меры.

СПРАВКА

В Волгоградской области действуют 140 кредитно-потребительских кооперативов и 280 их представительств, которые объединяют более 190 тыс. пайщиков. В 2008 году оборот КПК составил около 3 млрд рублей. НДФЛ, полученный в прошлом году с микрофинансового сектора, составил почти 130 млн рублей, это примерно 2% от всего НДФЛ по Волгоградской области. В регионе действуют три ассоциации потребительских кооперативов и два кооператива второго уровня.

Анастасия КУВШИНОВА