ФАС вооружилась против картелей

Государственная дума Российской Федерации 3 июля одобрила поправки в проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» во втором и третьем чтениях. Совет Федерации единогласно одобрил поправки в проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» 7 июля.

- Мы благодарны депутатам за то, что они нашли возможность рассмотреть поправки в наш закон до конца весенней сессии, - заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. - Принятые поправки помогут нам в расследовании картельных сговоров, пресечении злоупотреблений доминирующим положением, а также в борьбе с незаконным предоставлением преференций органами власти отдельным компаниям. Согласно поправкам Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) сможет при определённых условиях признать доминирующей компанию, доля которой на соответствующем товарном рынке составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но которая может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. В законопроект также внесено уточнение понятия «монопольно высокая» и «монопольно низкая» цена товара. Так, согласно законопроекту монопольно высокой ценой товара признаётся цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации или за её пределами. При этом не признаётся монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара либо нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества. При определении монопольно высокой цены товара ФАС может использовать как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определённого периода.

Кроме того, закон предусматривает:

- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке);

- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о её проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей);

- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединённой по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50% общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества);

- право антимонопольных органов выдавать предписания о продаже определённого объёма продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при её продаже на товарной бирже в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- установление трёхлетнего срока давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

- Указанный срок согласуется со сроками давности, установленными в отношении нарушений антимонопольного законодательства в Европейском Союзе и Соединённых Штатах Америки, - пояснил Игорь Артемьев. ФАС России предложила, а правительство России поддержало идею дисквалификации на срок до трёх лет должностных лиц хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющих таким положением. «Указанная мера ответственности может применяться как альтернативная административному штрафу», - полагает Игорь Артемьев. Также поправки предусматривают введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающих повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах.

В частности, предлагается установить административную ответственность за:

- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;

- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;

- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.

Поправки в закон вооружат ФАС «более совершенным инструментом поддержания честных и справедливых правил конкурентной борьбы, защиты потребителей от недобросовестных действий монополистов», - заявил В. Путин на заседании правительства, на котором были одобрены поправки в закон, принятые Госдумой в июле.

По материалам пресс-службы ФАС РФ