Кофеин вместо адреналина

В городе появились кофейные вендинг-аппараты молодой федеральной компании. «ДП» выясняет перспективы развития вендингового бизнеса в регионе, а также - повлияет ли на местный рынок приход нового игрока.

Смотрите, кто пришёл

Новый оператор, пришедший в регион - компания «Ювенко», принадлежащая игорному магнату Борису Белоцерковскому. Это владелец группы компаний «Уникум», которая специализируется на выпуске платёжных терминалов, игровых и вендинговых аппаратов. Белоцерковский - один из собственников группы компаний Ritzio Entertainment Group, оператора сети игровых салонов «Вулкан», которые также представлены в Волгограде. В связи с ситуацией на игорном рынке Б. Белоцерковский потерял интерес к этой сфере и занялся созданием структуры, которая позиционирует себя как один из крупнейших операторов вендинга в России - по стране уже около 2 тысяч их аппаратов (для сравнения: у оператора, считавшегося ранее самым крупным, - около 1,5 тысяч). Компания присутствует в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Перми Ростове. Полгода назад компания «Ювенко» пришла в Волгоград, и сейчас горожане стали замечать автоматы этого оператора. Возглавляет волгоградское представительство Дмитрий Буланов - бывший управляющий сети «Вулкан» по ЮФО.

Сотрудник офиса компании в Москве, пожелавший дать комментарий анонимно, рассказал, что будет принципиально новым в продукции и обслуживании: «У нас не экономятся ингредиенты, в наших аппаратах не просто смешивается порошок с кипятком. Другие могут залить водичку из водопровода, кофеек похуже, сливки попроще... Мы так не делаем». По информации источника «ДП», «Ювенко» сотрудничает с финским производителем кофе, который является поставщиком отелей «Националь» и «Мариотт».

Генеральный директор «Ювенко-Волгоград» Дмитрий Буланов считает, что вендинговый бизнес для Волгограда перспективен, поэтому он и возглавил местное отделение компании. Д. Буланов даёт такую оценку: «Рынок вендинга чист. Вернее, почти чист, и это «почти» - со знаком минус. Лучше бы он был совсем не тронут. Некоторые операторы в Волгограде - цивилизованные. А некоторые ставили недорогое оборудование, пытались напоить людей некачественным кофе, нерегулярно обслуживали - всем этим заслужили негативное отношение населения к таким автоматам вообще». Дмитрий Буланов рассчитывает, что «Ювенко» станет 1 на волгоградском рынке.

Дружить и конкурировать

В Волгограде есть компании, которые работают не первый год. Это федеральные операторы «Top Vending» и «Nestle» и несколько региональных, например, «Кофе-Тайм». Эксперты «ДП» полагают, что у столичного оператора слишком радужные планы. «Федералы думают, что Волгоград - миллионный город с большим объёмом продаж, но это не так», - считает генеральный директор ООО «Кофе-Тайм» Андрей Виноградов. У ООО по городу сеть автоматов. «Новый оператор рассчитывает на большой объём продаж. Мы проводили анализ и увидели, что только 30% автоматов выходит на тот уровень, который был запланирован», - говорит он.

Торговый представитель филиала ООО «Маркет» (оператора «Нестле») Алексей Сидоренко говорит: «Я только приветствую, когда появляется конкуренция. Людям есть, с чем сравнить. Даже интересно - есть, с кем сотрудничать и соперничать. Хотелось бы конкурировать и оставаться друзьями». Согласен с ним и Андрей Виноградов: «Все пойдут по своему пути. При грамотной работе поляны хватит всем». А. Виноградов считает, что «Ювенко» в Волгограде пока не очень заметно: «Они уже должны были бы повлиять, но пока - никак. Ни холодно, ни жарко нам от их присутствия не стало. Правда, может быть, это потому, что у нас не очень крупная компания». По оценкам экспертов, местный рынок заполнен примерно на 20%.

Зерновой или растворимый?

И для игроков, присутствующих на рынке давно, и для новых операторов вендинга один из важных факторов - место размещения автомата. По словам экспертов, в зависимости от точки аппарат может окупиться сразу, а может и через 3 месяца работать в убыток. Директор филиала ООО «Маркет» Аркадий Грачёв рассказывает о том, как ведётся поиск площадки: «Изучается географическое положение города, делается анализ посещаемости. Ставим в тех местах, где люди ждут, - аэропорт, вокзал...» Дмитрий Буланов говорит, что в «Ювенко» поиском мест размещения занимаются менеджеры по развитию, у которых есть план поездок по городу. «Место должно быть, во-первых, такое, где люди увидят автомат, во-вторых - создастся импульс для покупки, и в-третьих - естественно, место должно быть обеспечено электроэнергией, так как автоматы у нас электрические, - рассказывает Д. Буланов. Разумеется, каждый из операторов готов отстаивать своё преимущество перед конкурентами на фоне примерно одинаковых цен - 20-30 руб. за чашку. Аркадий Грачёв рассказывает о том, что выделяет их среди других: «Наша компания уже долго на рынке Волгограда, «Нескафе» - раскрученный брэнд. А люди привыкли к брэнду». «Ювенко» основным своим преимуществом считает качественный зерновой кофе. Но Алексей Сидоренко полагает: «Наш кофе будет больше продаваться, потому что он лучше. Некоторые покупают кофе по 250 рублей за килограмм, а у нас - по 900 за полкило. Я знаю места, где стояли автоматы с зерновым кофе, и там не пошли продажи».

Помимо ставок на качество продукции, большое значение имеет и её ассортимент. У кого-то - только кофе, у кого-то ещё чай, молоко, шоколад. Кто-то ставит рядом с кофейными снековые аппараты, как это делает «Top Vending». В аппаратах «Ювенко» есть ещё и бульон: «Его особенно любят водители, один из них рассказывал, что этот бульон хорошо снимает похмелье и отбивает запах спиртного», - сказал Д. Буланов.

Мария ЧУРАКОВА