Защитная реакция

Более трети жителей области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Поэтому депутаты областной думы считают борьбу с бедностью стратегической задачей всех ветвей власти в регионе. В доказательство этому они направляют более 60% расходов бюджета 2008 года на социальные нужды. И принимают социальные законы, часть из которых не имеет аналогов в других регионах.

В ближайшее время все региональные законы, направленные на решение проблем бедности и социальной защиты населения, будут объединены в единый Социальный кодекс Волгоградской области. О законах, которые лягут в основу Кодекса, и о законах, которые только планируют принять волгоградские парламентарии, «ДП» рассказывают члены фракции КПРФ зампредседателя комитета по социальной политике Николай КУРБАТОВ и член комитета Галина ПОСНОВА.

- На какие конкретные цели будут направлены социально ориентированные бюджетные деньги? Достаточно ли этих средств для решения социальных проблем?

Галина Поснова: Речь идет примерно о 25-ти млрд руб., из которых около 14 млрд будут направлены на зарплату бюджетникам, а оставшиеся 10 млрд на адресную поддержку малообеспеченных волгоградцев, семей с детьми, ветеранов войны и труда, пенсионеров и инвалидов. Принятая облдумой программа выплаты детских пособий, например, стоит 600 млн бюджетных руб., региональные пособия по рождению ребенка 240 млн руб., реализация местного закона о ветеранах труда, тружеников тыла и репрессированных граждан 1,9 млрд руб., да еще ветеранам труда волгоградской области 226 млн руб. Также мы помогаем военным пенсионерам, детям военного Сталинграда и другим жителям, нуждающимся в поддержке.

Чтобы решить социальные вопросы раз и навсегда, нам нужно 100 млрд бюджетных рублей. Мы понимаем, что при годовых доходах областного бюджета в 40 млрд руб., эта цифра из области фантастики. Поэтому идем по пути адресной помощи самым нуждающимся, людям, находящимся в наиболее сложной ситуации.

- Как вы определяете, кто более других нуждается в помощи?

Николай Курбатов: Приоритеты были заложены волгоградскими депутатами изначально. Первым делом надо поддержать семьи с детьми, детей-инвалидов, детей-сирот. В 2006 году начал действовать закон, по которому семья при появлении ребенка получает 6 тыс. руб. дополнительно к федеральным выплатам. Уже несколько лет малоимущие волгоградские родители получают из областного бюджета по 140 руб. в месяц на одного ребенка, матери-одиночки по 280 руб. Со следующего года беременным женщинам и кормящим матерям будем доплачивать ежемесячно по 500 руб. на питание. И по 300 руб. на питание детей от 1 до 3 лет.

Г.П.: Второй блок задач поддержка региональных льготников, ветеранов труда, малоимущих пенсионеров. В следующем году вступает в полную силу закон «О ветеранах труда Волгоградской области», уникальный для России. В 2007 году он исполнялся не в полную силу бюджетными деньгами помогали только тем, у кого пенсия была ниже прожиточного минимума. Депутаты убедили губернатора, чтобы в следующем году помогать всем, у кого пенсия ниже двух прожиточных минимумов. Порядка 10 млн руб. мы направляем на поддержку детей военного Сталинграда. В ближайшее время будем добиваться, чтобы в поле действия этого закона попадали те, кто в детском возрасте пережил войну в оккупированных районах Сталинградской области.

В помощи властей нуждаются также малоимущие граждане, волгоградцы, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации. Для этого в бюджете-2008 тоже предусмотрены средства.

- Как выглядит система социальной защит ы, выстроенная в Волгоградской области, на фоне других регионов?

Г.П.: В России доля малоимущих граждан составляет 60% населения. А в Волгоградской области эта доля ниже в социальной защите государства нуждается треть жителей. Уже упоминалось, что в других российских регионах нет закона о ветеранах труда, который бы учитывал и трудовой стаж. Доплаты на питание беременным и кормящим матерям, которые начнутся со следующего года тоже не повсеместная практика. Мы приняли закон, приравнивающий ветеранов военной службы к ветеранам труда. Чтобы закрепить и сделать систему более понятной и прозрачной, мы в комитете по социальной политике объединяем все эти законы в рамках Социального кодекса.

Н.К.: Несколько лет волгоградские депутаты строят эту систему, корректируют ее, по крохам бюджетные деньги выискивают, через сопротивление идут. При рассмотрении бюджета-2008 чиновники и депутаты думы, к сожалению, не приняли поправки нашего комитета, хотя они касались самых острых проблем. Взять хотя бы резкое повышение цен на хлеб, которое напрямую ухудшает жизнь именно малоимущих слоев населения. Депутаты в такой ситуации молчать не должны. В прошлый понедельник мы созвали внеочередное заседание думы и поручили обладминистрации разработать компенсационные меры создать продовольственный фонд, обеспечить адресную поддержку нуждающихся, дотировать хлебопеков

- Откуда идет сопротивление, о котором вы сказали?

Н.К.: Социальные законопроекты затратные, поэтому чиновники всегда напрягаются откуда деньги будем брать, ведь доходная база не растет. Мы всегда готовы это проверить. Вот в середине прошлого года доходная база непланово увеличилась на 4 млрд руб. за счет отчислений «ЛУКОЙЛа». Депутаты предложили пустить эти деньги на социальные программы. А финансисты отказали бюджет переверстывать не будем, лучше бюджетный дефицит сократим.

Г.П.: Есть сопротивление и внутри думы. Каждый комитет лоббирует свои направления дороги, строительство, спорт. Наша задача сделать жизнь волгоградцев хоть немного полегче. Для этого необходимо не только органам госвласти заниматься социальными вопросами, но и крупным промышленным предприятиям.

- Какие последние законопроекты, подготовленные в комитете по социальной политике, не получили одобрение думы?

Н.К.: Пока не удается провести инициированные КПРФ закон о вдовах войны, изменения в региональный закон о погребении мы настаиваем на увеличении пособия с 1 до 3 тыс. руб. Пытаемся добиться повышения бюджетной компенсации для селян, которые оплачивают газификацию своих домов с 5 до 10 тысяч руб.

Г.П.: Очень медленно выстраивается региональная система помощи инвалидам и предприятиям инвалидов. Я не устаю на всех уровнях повторять это очень жизнелюбивые люди, они хотят быть востребованными, хотят сами зарабатывать на жизнь, в противовес тем, кто с руками-ногами, а пьет, курит, работать не хочет. Для способных к работе инвалидов надо добиться выделения квот на частных предприятиях. Для их организаций проработать госзаказ и льготное участие в муниципальных и региональных тендерах.

- Как фракция КПРФ голосовала по двум нашумевшим вопросам об увеличении объемов госгарантий и о повышении количества депутатских голосов, достаточных для снятия спикера, с половины списочного состава до двух третей?

Н.К.: Мы проголосовали за то, чтобы увеличить госгарантии предприятиям, которые участвуют в реализации нацпроектов. Тем самым, считаю, мы стимулируем создание новых рабочих мест, усиливаем роль местных товаропроизводителей. По второму вопросу мы тоже голосовали положительно. Политические сквозняки веют в коридорах облдумы каждую неделю, в таких условиях особенно важно защитить статус ее председателя.

- До выборов в облдуму остается чуть больше года. Уже решено, по какой системе волгоградцы будут избирать новый депутатский корпус?

Г.П.: Пока дебатируется: только по спискам или пополам, по спискам и округам. КПРФ, по большому счету, оба варианта устроят. И у партии, и у отдельных ее членов сильные позиции. Выборы в Госдуму РФ, думаю, это подтвердят. КПРФ в Волгограде наберет не меньше, чем раньше более 20%.

- А другие партии?

Н.К.: Волгоградские единороссы ставят планку в 45%, в реальности, думаю, получат 30-35%. ЛДПР наберет около 10%, справедливороссы отберут часть голосов «ЕР», часть у нас и выйдут на уровень 6-7%. Остальные голоса растащат непроходные партии.

Татьяна ТАРАКАНОВА