«Сибирь» попросили на вылет

Российская авиакомпания «Сибирь» («S7 Airlines») столкнулась с требованием прекратить полеты по рейсу «Волгоград-Москва-Волгоград». Официальная причина разногласия с руководством ОАО «Международный аэропорт «Волгоград». В кулуарах говорят о том, что «S7» преднамеренно вытесняют из Волгограда, убирая главного конкурента местной компании «Волга-Авиаэкспресс».

В декабре 2005 г. «Сибирь» зашла на волгоградский рынок авиаперевозок с ежедневным рейсом «Волгоград-Москва-Волгоград», составив прямую конкуренцию местной компании «Волга-Авиа- экспресс». Кроме удобного времени вылета «Сибирь» предложила пассажирам низкие цены: от 1,6 тыс. руб. (цена билета у «Волги-Авиаэкспресс» от 2,4 тыс. руб.). В апреле «сибиряки» запустили еще один рейс, по времени практически совпадающий с вылетом «Волги», оттянув у волгоградской компании значительную долю пассажиров. Руководство «Волги» обвинило «Сибирь» в недобросовестной конкуренции и обратилось в управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (УФАС) с требованием разобраться в ситуации. На изучение материалов у сотрудников УФАС ушло более полугода, но и по сей день окончательное решение о том, добросовестно ли конкурирует «Сибирь», не принято. Замруководителя УФАС Валентина Бурба долгие сроки объясняет тем, что случай беспрецедентный, практика еще не наработана. По ее словам, пока оснований для возбуждения дела не найдено, т.е. признаков недобросовестной конкуренции и преднамеренного вытеснения с рынка местной авиакомпании нет, и, скорее всего, «Волге» будет отказано. К тому же теперь уже «S7» обещает обратиться в ФАС с жалобой на то, что их выдавливают с рынка административными методами.

Тем временем, местную компанию поддержал волгоградский аэропорт. Руководство аэропорта направило в адрес «S7» письмо с уведомлением, что с 17 августа будет прекращено обслуживание рейсов авиакомпании «Сибирь». В ответ федеральный авиаперевозчик сократил цену на свои услуги до 1,3 тыс. руб. и продолжил продажу билетов. Пресс-секретарь авиакомпании Илья Новохатский сообщил «ДП», что, возможно, «S7» придется в ближайшее время сократить количество рейсов «из-за разногласий с руководством волгоградского аэропорта», но полностью сворачивать свою деятельность в Волгограде они не намерены. Первый заместитель генерального директора аэропорта Виктор Щепакин пояснил «ДП», в чем именно эти разногласия. По его словам, «Сибирь» пришла на волгоградский рынок авиаперевозок, когда он уже был загружен на 60-65% (это практически максимальная заполняемость). Спрос на авиаперевозки по маршруту «Волгоград-Москва» полностью удовлетворяли две компании «Волга-Авиаэкспресс» и «Аэрофлот-Российские авиалинии». Вклинившись на прибыльные рейсы, федеральный перевозчик мог оттянуть пассажиров, только предложив им более низкую цену, что «Сибирь» и сделала. В результате заполняемость самолетов «Волги» резко упала. Снизить цену компания не может, т.к. в этом случае не выйдет даже на себестоимость. На вопрос обозревателя «ДП», на каком основании предлагается прекратить полеты «S7» и не лоббирует ли руководство аэропорта интересы «Волги», г-н Щепакин заметил, что они отстаивают собственные интересы: «Волга-Авиаэкспресс» для нас базовая компания, ежегодно за техобслуживание самолетов они перечисляют нам около 12 млн руб. Транзитные компании в два раза меньше. И если «Волга» прекратит свое существование, то аэропорт потеряет на этом от 12 до 30 млн руб. А это значит, что мы будет вынуждены сокращать свои издержки, в том числе, и сокращая рабочие места. Ни нам, ни горожанам это не выгодно», прокомментировал Виктор Щепакин. В конце недели менеджеры аэропорта провели пресс-конференцию, на которой была названа совсем другая причина требований: приостановка полетов необходима до завершения расследования ряда инцидентов, происшедших с самолетами авиакомпании в аэропорту Волгограда, и трагедию в Иркутске (гибель пассажиров в самолете компании «Сибирь»).

Видимо, эти доводы не убедили общественность, и на волгоградском интернет-форуме большинство поддерживает все же другую версию происходящего: аэропорт действует в интересах местной компании. По мнению форумчан, выиграет ли от ухода «S7» аэропорт, еще неизвестно, а вот волгоградцы точно проиграют: летать на «Боингах» быстрее, комфортнее и дешевле. В «Волге» комментировать ситуацию отказались, заявив, что это конфликт аэропорта и «S7», и к ним он никакого отношения не имеет. Накануне выходных в спор вмешалась еще одна организация. По информации «Интерфакса», в адрес руководства аэропорта пришла телеграмма из Росавиации с указанием недопустимости ограничений полетов. Пока полеты «Сибири» продолжаются в полном объеме.

Ирина Поволоцкая