Тема для города

В отличие от российских предвыборных обещаний (женщинам по мужику, слепым зрение, а старикам бессмертие), в развитых странах кандидаты в топ-менеджеры городов и регионов задолго до выборов ищут креативных людей, которые могут придумать для кандидата идею в социокультурной сфере, на основании которой кандидат строит свою предвыборную кампанию. Если ты хочешь создать то, чего нет, и очень важное, обратись к народу, у него есть всё: и средства, и идеи.

Канны, Сопот, Рио... Волжский?

Уверен, что читатель навскидку не ответит, в каких городах производят марки «Мерседес», «Кадиллак», «Мальборо», «Сони», «Марс», «Сникерс», «Роллекс», «Кодак». 10 тысяч брэндов такого масштаба составляют львиную долю бюджета планеты, но славу городам приносят не крупные экономические проекты и популярные политики, а неповторимые социокультурные проекты, создающие городам славу тематических. Их мало, но все знают об этих сочетаниях городов и проектов: Канны, Сопот, Рио-де-Жанейро... Или Юрмала, которая для жителей бывшего СССР уже не курорт, а фестиваль молодых эстрадных певцов. Есть и в России тематические города, хотя их и кот наплакал: Устюг - родина Деда Мороза, Мышкин с его культом мыши, Самара с Грушинским фестивалем, завоёвывает место под солнцем Питерский экономический форум. Есть и шахматный проект «Нью-Васюки» в Калмыкии, не получивший всемирной славы: идея очень креативная, но авторы понадеялись, наверное, на идею, а технология продвижения отсутствовала. Автору этих строк приходилось в начале 90-х годов создавать «тему» для города Волжского - с эстрадной составляющей. Некоторые мероприятия, которые я организовывал, показывало не только волгоградское телевидение, но и ОРТ. Но проекты с рок-сейшнами в Волжском прекратились в 1993-94 годах в силу известных сложностей того времени. Больше подобного уровня мероприятий в области не было. Но эстрадная тематика стала обыденной для любого города, не удивишь и присутствием звёзд на корпоративных вечеринках даже на дачах в регионах. Теперь празднование дней городов и гастроли звёзд не являются тематикой для города как особый социокультурный проект. Это текучка.

Я являюсь автором не имеющего аналогов социокультурного проекта в сфере эстрады: «Всемирный фестиваль премьерных песен звёзд эстрады «Мария», детали которого озвучивать опасно, так как концепция легка для плагиата. Почему это важно для города? Специально из Австралии туристы не приедут смотреть Родину-мать, а на карнавал в Рио-де-Жанейро едут со всего мира. Приехав на культурное мероприятие мирового уровня в Волгоградскую область, никто не откажется посетить и Мамаев курган, и озеро Эльтон, и многое другое.

Волшебная сила искусства

В ближайшие 3-7 лет глобальная конкуренция выстроит совершенно новую ситуацию: тому городу выпадет слава и счастье жителям, которые создадут неповторимый крупный социокультурный проект, в который будут втянуты в той или иной степени все жители, как жители Рио или Канн. Это время, когда горожане будут жить не выборами и политиками, а городом. Хотим мы или нет, но перспективы таких социокультурных проектов в руках топ-менеджеров городов и регионов. Другого пути пока нет, так как общественные институты не являются достаточной силой, а бизнес-сообщества в ближайшие 5-25 лет ещё будут заниматься собой. Попытки свершить что-то необыкновенное вынашиваются почти в каждом регионе, но массовый социокультурный бум начнётся в ближайшие 3-10 лет. Пока же, думаю, большая часть российских топ-менеджеров городов и регионов даже и не подозревает о конкурентных возможностях искусства в продвижении территории и интересов её жителей. Они уверены, что их перспективы базируются не на потенциале граждан, а на лояльности к вышестоящим и пресловутом лоббизме.

Поэтому надо искать возможности осуществить социокультурные проекты в масштабах собственного города, улицы, площади, подъезда. Невозможно перепрыгнуть через малые проекты к большим. Срочно нужен опыт организации крупных проектов, основанный на искусстве соревновательности, и не за бюджетные деньги, а за средства инвесторов. Но как быть, если у городов и регионов нет подобного опыта, средств и главное - времени на эксперименты или бесперспективные проекты? Власть надеется на три составляющие: политические ресурсы, инвестиции и президентское внимание. Общество, к сожалению, со своим потенциалом на последних позициях. Дни городов и парады побед - не показательный пример в организации крупных социокультурных проектов. Это другой формат. Залог успеха в том, чтобы быть первыми!

Даже два проекта для региона много. Он может быть только один. Общество должно определиться с приоритетом, отработав механизмы на малых проектах. В связи с этим хочу привести один из локальных проектов как пример и как тест на цивилизованность общества. Некоторое время назад в Волжском появился ещё незаконченный, но уже претендующий на общественно значимый проект памятника первостроителям. Я был на нескольких планёрках, посвящённых этому проекту, где сформировалось ощущение, что в Волжском ни общество, ни власть не прошли этот тест.

Один хромой на всех

Итак, в Волжском первостроители города обратились к власти с предложением создать памятный комплекс первостроителям. Минимум, который должны были сделать власти, - собрать актив города и определить круг людей, кто будет по должности или по интересу принимать участие в проекте, от кого может быть польза. Кстати, большую пользу в подобного рода проектах приносят представители коммуникационных видов деятельности: рекламщики, сценаристы, продюсеры, журналисты, массовики-затейники и так далее. В социокультурном проекте важнее всего не статус участников, а нестандартный подход. Высокие персоны не помеха, лишь бы они не брали в свои руки то, что могут испортить. При этом нужно взвешенно использовать персональный или должностной брэнд. Авторитет одной персоны не должен перебивать авторитет другой. Неважно, как назвать этот коллективный орган: штаб, оргкомитет, креативная группа. Главное - в сообществе все знают, кто несёт ответственность за взятые обязательства.

На втором этапе нужен продюсер. Он разрабатывает технологию привлечения денег, вовлечения СМИ. Лишь когда продюсерская группа использовала все возможности привлечения средств, только тогда, в самом крайнем случае, общество вместе с депутатами и исполнительной властью могут прибегнуть к дофинансированию из бюджета города. Спросите у первостроителя, готов ли он к тому, что благодаря комплексу несколько детей умрёт из-за отсутствия средств на операцию? Ответ очевиден. Следовательно, депутаты, прежде чем распределять бюджетные средства, должны всячески содействовать созданию альтернативных механизмов финансирования общественно важных проектов города и региона.

После того, как средства собраны, объявляется конкурс на генподрядчика. При необходимости дума и администрация города могут дать руководителю социокультурного проекта (продюсеру) статус заместителя главы города с целью создания зелёной улицы проекту. Это не должность, а лишь статус. Все в городе должны знать, что проект имеет особое значение, поэтому к нему такой эксклюзивный подход. Так, по моему мнению, должно быть. На деле - хаос. Один проект на весь город, и тот хромает. Хотя политически всё выглядит красиво: СМИ знают, кого, в какой форме и в какой позе подать обществу. При этом каждая персона позиционирует себя в лояльных СМИ так, что именно благодаря ему проект двигается вперёд. Всё это выглядит по меньшей мере некрасиво. В итоге мы видим слабую организацию, номинальное присутствие власти, униженное положение первостроителей, которые выколачивают внимание к своему детищу, непонятный статус инвесторов и отсутствие общественного участия. Народ безмолвствует. И не по своему желанию: нет технологии вовлечения общества в социокультурные проекты.

Подвиг или реклама

На спонсорах держатся миллионы проектов в мире. Подход к ним должен носить системный и уважительный характер. Не трудно от имени власти написать письмо с просьбой о выделении средств на благородные цели и письмо с благодарностью. Но для того, чтобы было лестно оказаться в списке спонсоров, организатор должен разработать технологию заинтересованности. Недавно в одной из волжских газет в статье под заголовком «Народный памятник» были приведены интересные цифры. МУП «Водоканал» и «Горэлектротранс» перечислили по 100 тысяч рублей. Сразу возникают вопросы. Это много или мало? Почему они перечислили средства? Там появились лишние деньги или коллектив очень сознательный? Да и как эти предприятия отмечены в связи с таким вложением?

Столько же поступило от почётного гражданина Волжского Старовойтова М. К. Как определён вклад почётного гражданина города? Это спонсорское участие или ещё что-то? Если это гражданский подвиг, так надо так прямо и заявить, а не упомянуть всех в одном списке, так как вклад разный и из разных источников. Абразивный завод, например, внёс 5 тыс. руб., а частное лицо Мисулишвили - 1 тыс. руб. И как оценить его вклад? Может, он последнюю тысячу у своей семьи забрал ради общего блага? И как оценён этот поступок? Если кто-то отдаёт своё на нужды других - это должно быть оценено достойно! Другая газета пишет о вкладе предприятия Л. М. Кириченко «Перспектива» так: «перечислил большие суммы». Почему не написали, какие, и как его за это отблагодарили? Или как оценить вклад предприятия, которое предоставило стройматериалов на 300 тыс. руб.? Этот вклад не озвучен в СМИ. Почему? Директор - герой или нет? Но спрашивать не у кого. Кто наделён таким статусом в городе, чтобы ответить на заданный вопрос?

Роль властей города в подобных проектах должна быть менее заметна. Руководству не надо доказывать своё лидерство в обществе. А инвесторов должно быть не 30, а 3330 и более. Как это сделать? Необходимо вернуться к институту продюсирования проектов. Надо понимать: без договора с властью ни один социокультурный проект не будет реализован! А власти невыгодно, если она не видит себя в доминирующей роли, при этом депутатская и исполнительная власть ещё и между собой не имеют согласия. Поэтому у нас и нет красивых и сильных проектов не только в Волгоградской области. Это проблема всей России.

На сегодняшний день в активе фонда стратегического продвижения «Сталинград-Волгоград-Регион» есть ряд проектов, выходящих за пределы региона и страны. Все они в той или иной форме требуют поддержки власти. Например, художественный фильм «Сталинградская битва» с Ди Каприо в роли Сталина. Вложения в проект - $200-300 млн, но не бюджетных денег. Нужна моральная поддержка властей на уровне города и региона. На уровне депутатов Госдумы, сенаторов, крупных чиновников различных министерств, высших военных чинов России и творческой интеллигенции понимание имеется, но инициатива должна всё же пойти отсюда. Многие могут сказать, что столько денег невозможно найти. Но зачем спорить? Давайте попробуем. Я как физическое лицо не могу на спор построить рядом с федеральным мостом ещё один мост только для того, чтобы доказать, что альтернативное финансирование возможно. Проектов у населения региона бесконечное множество. Это и есть интеллектуальный и творческий потенциал региона, который не востребован, но за который в скором времени будут бороться топ-менеджеры городов и регионов. В связи с этим хочу обратиться ко всем творческим и трудолюбивым людям. Не опускайте руки, не прибегайте к алкоголю и не уходите из жизни! Обязательно наступит время, в котором вы будете востребованы. Всё у вас будет хорошо. Что же касается памятного комплекса первостроителям, то остаюсь убеждённым: его альтернативное финансирование может составить ещё несколько десятков миллионов рублей. А бюджет надо оставить в покое.

Сергей МОРОЗОВ, президент фонда стратегического продвижения «Сталинград-Волгоград-Регион»