Битва линейками

Порой глянешь на дорожную разметку и хочется спросить: кто же её придумал? В такие моменты анекдот о том, как в 3 часа ночи кто-то чёрной краской закрашивает «сплошную» на дороге, ведущей во двор его дома, становится очень похож на правду.

Переводим стрелки

Для большинства автомобилистов станет откровением, что дорожная разметка в городе наносится без участия госавтоинспекции. По словам старшего госинспектора ОГИБДД УВД по г. Волгограду Марка Соркина, автоинспекция не принимает в этом никакого участия.

- План разметки выполняет научно-проектная организация по заказу владельца автодорог - городской администрации. Последняя же её и утверждает, - сказал М. Соркин. - С ГАИ согласовываются только наиболее сложные участки дорог, когда нужна помощь в обеспечении безопасности дорожного движения. В остальных случаях разметку наносят в соответствии с дислокацией.

Исходя из этого, многие странности на дорогах - результат непродуманной или устаревшей дислокации. Например, «сплошные» на узких городских улочках Гагарина, Порт-Саида, Чуйкова и других, где сложно разъехаться двум встречным машинам, не говоря уже о том, чтобы обогнуть припаркованное у обочины авто, не наезжая на «сплошную». По словам М. Соркина, дислокация, которая действует на сегодняшний день, выполнена примерно пять лет назад на основе старых нормативов и требует серьёзной переработки.

А вот начальник управления автомобильных дорог департамента городского хозяйства администрации Волгограда Сергей Таций рассказал следующее:

- Правильная организация дорожного движения, установка знаков и светофоров определяется комплексной схемой дорожного движения. Эта схема была заказана администрацией города в рамках программы обеспечения безопасности дорожного движения и разрабатывалась в два этапа: первый этап - характеристика уличной дорожной сети, анализ транспортных потоков и т.д. - был завершён в прошлом году, второй - проект автоматизированного управления дорожным движением - должен быть выполнен в этом году. Разработчиком схемы является специализированное предприятие «Аспект». Схема даёт ответы на ряд вопросов об организации движения в наиболее проблемных точках нашего города: возможный переход на одностороннее движение, увеличение и уменьшение полос движения в одну или в другую сторону.

Всё это делается в соответствии с ГОСТом и правилами дорожного движения, но ни одна разметка, ни один знак, по словам Сергея Тация, не появится и не исчезнет без ведома ГАИ: «Муниципалитету не предоставлено законом определять самостоятельно, где какая дорожная разметка будет нанесена, где какой знак будет висеть. В соответствии с приказом МВД знаки и разметка устанавливаются и снимаются на основе технических заданий, поступающих от ГАИ». Если кто-то из горожан - простой обыватель или занимающий высокий пост - обращается с просьбой подкорректировать разметку, установить знак или светофор, администрация направляет запрос в ГАИ с тем, чтобы её сотрудники сделали заключение: насколько это целесообразно. И лишь после этого ГАИ выдаёт чиновникам предписание и техническое задание на выполнение работ. Например, недавно администрация получила от ГАИ техзадание на восстановление знаков, ограничивающих движение мотоциклов и грузовых авто по центру города. Более того, предписание ГАИ обязательно к исполнению, а за его неисполнение накладывается штраф.

Дело о пропавших знаках

Пару месяцев назад для многих автомобилистов стал шоком запрет поворота с ул. Краснознаменской на ул. Чуйкова. Большинство, наверное, и сейчас помнят, сколь неожиданно в этом месте появился знак, запрещающий левый поворот. В первые дни за углом дома на Чуйкова дежурила гаишная машина, и сотрудники штрафовали ошалевших от изумления автомобилистов, по неосмотрительности нарушающих свеженькое правило. Последние же продолжали недоумевать в поисках новых путей подъезда к собственному дому или офису. Следом за знаком, который по какой-то причине сняли, появилась «сплошная» линия.

- Разметку наносит специализированное предприятие, которое выигрывает конкурс, но никакого технического задания относительно этого участка дороги мы не получали и не отдавали, - сказал Сергей Таций. Впрочем, и «сплошная» спустя некоторое время благополучно исчезла вместе с асфальтовым покрытием, которое сняли во время ремонтных работ. Вернётся ли она, неизвестно.

Ещё большее удивление автомобилистов, смешанное, впрочем, с радостью, вызвала пропажа с улиц знаков ограничения скорости. Все знаки 20, 30, 40, 50 и 60 км попросту исчезли с городских дорог. Потом, правда, ограничения «40» появились в некоторых местах - вблизи «лежачих полицейских». В администрации города о том, что все знаки сняты, узнали только постфактум.

- Я спросил в ГАИ, не выбросили ли знаки, - сказал начальник управления автодорог Сергей Таций, - потому что завтра может появиться новый начальник и приказать, чтобы их вернули. Тогда придётся их изготавливать заново за счёт горбюджета. Оказывается, их просто сложили по районным отделам. В пресс-службе ГАИ г. Волгограда нам посоветовали искать концы в ГУВД области: якобы именно оттуда поступило распоряжение о снятии знаков. Сотрудник пресс-службы ГУВД Светлана Смольянинова сообщила, что знаки сняты в соответствии с постановлением Правительства РФ 1090 от 23 октября 1993 г. (в редакции от 24.01.2001 г.). В п. 2 ст. 10 данного документа говорится, что «в населённых пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч». О том, кто отдал распоряжение о снятии знаков, и кто мог бы ответить, зачем они вообще были установлены, - Светлана Сергеевна рассказать отказалась, сославшись на то, что это вряд ли будет кому-то интересно.

Сплошные недоразумения

В общем, недоразумений на волгоградских дорогах предостаточно. И главное из них - неизвестно, кто их инициирует и кто за них отвечает. Так, пару лет назад была изменена разметка на ул. Рабоче-Крестьянской: на всём протяжении дороги нанесли двойную «сплошную». По слухам, инициатором был бывший начальник ГУВД Михаил Цукрук. Тогда автомобилисты вынуждены были проезжать половину Ворошиловского района, чтобы развернуться. Затем, правда, «сплошную» разбили на два отрезка - от ул. Калинина до Профсоюзной и от Профсоюзной до Огарёва. Стало немного легче.

Массу удивления вызывало в своё время расположение двойной «сплошной» на перекрёстке ул. Советской и Володарского, напротив здания городской думы - разметку нарисовали вплоть до самого перекрёстка, что создавало определённые неудобства. Депутат, едущий по Советской со стороны Ворошиловского моста, желая припарковаться на противоположной стороне дороги, серьёзно тормозил движение на перекрёстке. Позже «сплошную», как в анекдоте, закрасили чёрной краской - ровно настолько, чтобы позволить автомобилям депутатов разворачиваться и парковаться в кармане до въезда на перекрёсток.

- Мы с Марком Борисовичем Соркиным воюем уже целый год, - сказал Сергей Таций. - Я сам часто задаю вопросы, но не всегда получаю ответы.

Анастасия КУВШИНОВА