Регион выходит из кадастровой уравниловки

В Волгограде прошло расширенное совещание заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Владимира Самолетова с вице-губернатором области Александром Шилиным, представителями территориальных органов Управления Роснедвижимости и кадастровой палаты. На совещании обсуждались вопросы создания единой системы кадастра и актуальной налоговой базы.

В. Самолетов представил участникам совещания нового руководителя управления Роснедвижимости по Волгоградской области Сергея Белоусова, назначенного на эту должность приказом министра экономического развития и торговли РФ. С. Белоусов заметил, что создание кадастра объектов недвижимого имущества требует четкой межведомственной координации и управления, согласованного привлечения средств федерального, областного и местного бюджетов. Он рассказал о проекте региональной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости Волгоградской области на 2007-2011 годы», разработанной управлением совместно с обладминистрацией. На его реализацию предусмотрено 652 млн руб. из федерального и областного бюджетов. В настоящее время проводится работа по инвентаризации объектов землепользования. По словам Белоусова, из 575 тыс. сведений о земельных участках налоговыми органами идентифицировано уже 97%. По мнению В. Самолетова, ситуация с кадастром в Волгоградской области мало отличается от ситуации в других регионах. Она входит в 40 приоритетных регионов, где в первоочередном порядке осуществляется переход на централизованное ведение кадастра. На сегодняшний день регион находится в шаге от конечного результата. В этом году Федеральное агентство кадастра продолжает обеспечивать территориальные отделы и филиалы кадастровой палаты производственными помещениями, завершает техническое оснащение, уже значительно увеличен штат сотрудников. Для взаимодействия территориальных филиалов управления и кадастровых палат с центральными офисами создана виртуальная сеть с использованием Интернет-технологий, к которой подключены все муниципальные районы. На сентябрь начало октября запланирована поставка недостающего оборудования: серверов, электронных систем регулирования очередей, кабин для приема и консультирования граждан, оборудование для архива. Это позволит уйти от двухсменного графика работы, который образовался из-за увеличения численности сотрудников управления и кадастровой палаты примерно в 2,5 раза.

Главная задача при переходе на централизованное ведение кадастра автоматизировать работу, свести к минимуму человеческий фактор и разорвать прямой контакт чиновника, принимающего решение, и клиента. Используемая ранее децентрализованная модель имела много минусов, так как позволяла работать только на районном уровне. Отсутствовал доступ к информации за пределами муниципальных районов, возникали сложности с координированием общих вопросов, интеграцией, обменом информацией. Естественно, создавались проблемы с взаимодействием между ведомствами, а в результате страдали потребители. Особую остроту вопросу централизации придал принятый в этом году новый закон о государственном кадастре недвижимости. Он вносит изменения и существенно расширяет нормативную базу кадастровой деятельности, содержит подробное описание самой процедуры: кто и как должен ее осуществлять и за что нести ответственность. Согласно закону, на всю процедуру кадастрового учета отводится не более 20 дней, на выдачу сведений 5 дней. К тому же кадастровая деятельность предусматривает работу не только с земельными участками, но и с объектами капитального строительства. «Как известно, нынешняя кадастровая оценка, которую начинали в конце 90-х годов, сегодня, мягко говоря, расходится с реальными рыночными ценами на земельные участки, сказал В. Самолетов. В настоящее время проводится инвентаризация и автоматизация архивов».

Много тревожных ожиданий вызвал переход на новый вид налогообложения, основанный на кадастровой стоимости земельного участка. Как заметил замруководителя федерального агентства, основные сложности возникли у муниципальных образований, которые с 2009 года должны будут перейти на финансирование за счет земельного налога и налога на недвижимость. В связи с чем есть необходимость разработать методические рекомендации по системе кадастра, а также регулярно проводить разъяснительную работу с главами муниципальных районов.

Анастасия КУВШИНОВА