Оторванные от земли

В Светлом Яре прошло совещание координационного совета Котельниковского округа, посвященное созданию единого кадастра объектов недвижимости. Мы уже рассказывали о том, что препятствует работе координационных советов по решению этого вопроса («Висит и тормозит», «ДП» 28). Но если, к примеру, в Камышинском территориальном округе уже готовы выйти на федеральный уровень со своими предложениями, то в Котельниковском округе решение многочисленных вопросов, связанных со сбором налога и арендной платы за землю, по-прежнему вязнет в межведомственном вакууме.

Программа для главы

Заседание координационного совета началось традиционно: представители федеральных структур рассказывали о проделанной работе и освоенных бюджетных миллионах, и критиковали местные власти за медлительность в сборе информации. Именно в таком ключе было выдержано выступление заместителя начальника отдела областного управления Роснедвижимости Надежды Кузнецовой: - Областная программа по созданию кадастра объектов недвижимости на 2007-2011 годы предусматривает финансирование работ из бюджетов всех уровней. Только в нынешнем году из регионального бюджета на инвентаризацию объектов и создание электронных карт выделено порядка 22 млн руб. За пять лет планируется направить на эти цели более 120 млн. Но чтобы заниматься инвентаризацией, у нас должны быть точные данные по объектам недвижимости и земельным участкам, а в Котельниковском районе главы поселений не спешат присылать нам свежую информацию. Более того, во многих поселках до сих пор не ведется работа по созданию адресной системы, без которой невозможно зарегистрировать тот или иной объект. А потом к нам предъявляют претензии почему мы долго работаем, почему возвращаем некорректные сведения. Поселениям нужно вначале научиться работать с программным комплексом ЗУМО («Земельные участки муниципальных образований» - Прим. «ДП»), а потом уже искать виноватых. До 2011 года все объекты недвижимости на территории области будут занесены в единую базу данных и представлены в виде электронных карт. Работы по Котельниковскому району видимо, как «наказание за неторопливость» в предоставлении актуальной земельной информации начнутся не ранее 2010 года. О низком уровне компьютерной грамотности сотрудников районных и сельских администраций как одной из главных причин недобора налогов говорила и начальник отдела камеральных проверок инспекции 3 МИ ФНС по Волгоградской области Алла Коломейцева:

- У нас довольно жесткие требования к тем сведениям, которые мы получаем, и часто данные из районов просто не соответствуют нашим стандартам. Но нельзя сказать, что мы вообще не работаем: только по итогам 2006 года мы доначислили свыше 500 тыс. руб., уточняя информацию, полученную из других ведомств. К сожалению, у нас не так много людей, поэтому мы обращаемся к главам поселений приобретайте программы, учите ваших сотрудников работе с ними, иначе сбор земельного налога так и останется проблемным вопросом.

Задним ЗУМОм

Но тут не выдержали представители местных органов власти: согласованный огонь ведомственной критики вызвал ответную реакцию, малоприятную для чиновников федеральных ведомств. По словам заместителей глав Котельниковского и Светлоярского муниципальных районов Виктора Ратушного и Игоря Трубецкого, программные комплексы ЗУМО приобретены, практически, всеми поселениями, но до сих пор как раз из-за разногласий между Роснедвижимостью и налоговиками непонятно, как с ними работать. Коллег поддержала заместитель главы Октябрьского муниципального района Валентина Кульченко:

- Мы собираем сведения, передаем их в областное управление Роснедвижимости, а потом эта информация как будто зависает. У нас свои цифры по количеству зарегистрированных земельных участков, в Роснедвижимости почему-то уже другие данные, а в налоговой инспекции третьи. Откуда что берется, непонятно. Порой получается, что в поселениях, где все объекты и участки вроде бы идентифицированы, налоговые поступления самые низкие.

Не согласился с критикой и глава Абганеровского сельского поселения Николай Ткачев:

- Федералы обвиняют нас в том, что мы не умеем работать с комплексом ЗУМО, но при этом не делают ничего, чтобы эта программа действительно помогала собирать земельный налог. Ведь на самом деле существует две версии ЗУМО. По одной работают налоговые органы, а по другой Роснедвижимость, и они, между прочим, мало совместимы друг с другом. За четыре тысячи рублей мы купили тот комплекс, который был рекомендован налоговой инспекцией, проявили, так сказать, инициативу. Но оказалось, что для данной версии информацию, которую мы получаем у регистратора, нужно вносить вручную. Мы готовы это делать, нам деньги нужны, но и вы тогда работайте нормально!

- Каждая структура тянет одеяло на себя, у каждого свои задачи, а если что-то не получается, сваливают вину на кого-нибудь другого, с грустью констатировала глава Пугачевского сельского поселения Александр Ламсков.

- Мы рассылаем письма, бросаем все дела, сами ездим по инстанциям, и все равно проблема решается годами. А долги копятся. Вот у нас недоимка 90 тыс., деньги небольшие, но ведь никто их нам не отдаст просто так. Раньше я ведь начинал работать еще в советское время все доверяли сельсоветам, мы сами могли координировать все вопросы по налогам. Сейчас нас подменили Роснедвижимостью, Росинвентаризацией, кадастровой палатой, но они оторваны от земли. Сидят в районной администрации, а то и вообще в Волгограде, и, оттуда пытаются решить наши проблемы.

Советник главы администрации области Сергей Дмитриев считает, что Котельниковскому округу до межведомственного сотрудничества главной цели создания всех координационных советов пока еще далеко.

- Мы словно в первый раз собираемся, выясняем, кто чем должен заниматься, отметил он. Излишнее стремление к централизации, к созданию неких межрайонных структур лишь усиливает бюрократический хаос в решении такого важного вопроса, как сбор земельного налога. А ведь времени осталось немного: уже в 2008 году муниципальные органы власти, не справляющиеся с наполнением своих бюджетов, могут быть признаны банкротами, а с 2009 года прекратится и поддержка дотационных поселений в рамках межбюджетных трансфертов. Если не решим самостоятельно вопросы местного уровня, нам не с чем будет выходить на Москву. И вот тогда у нас с вами действительно начнутся проблемы.

Переходы и невозвраты

Но даже там, где все же удалось наладить нормальный процесс учета и сбора налоговых поступлений, земля так и не стала полноценным источником дохода все из-за тех же межведомственных разбирательств. Главы многих сельских поселений и администраций районов единодушны: вопросы перевода земель из одной категории в другую решаются очень долго, а кадастровая стоимость некоторых категорий неоправданно занижена.

- Особенно это касается земель сельскохозяйственного назначения, уверен глава Наримановского сельского поселения Николай Соловьев. После переоценки земель у нас чуть ли не пятикратное падение поступлений. Если в 2005 году мы с 1 га получали около 15 руб., то сейчас всего 3 руб. Неплохо живут те поселения, на чьих землях какие-то промышленные объекты свалки, отстойники, цеха. На них можно хорошо заработать. Вот у нас порядка 42 тыс. га земель сельхозназначения, в этом году мы получим с них около 100 тыс. руб. А небольшое нефтеперекачивающее предприятие, занимающее 14 га, заплатило нам 700 с лишним тыс. Нужно как-то решать вопрос с кадастровой оценкой.

- К тому же зачастую непонятно, как вообще идет актуализация кадастровой оценки земель, отметила Валентина Кульченко. Часто мы вместе с главами поселений просто диву даемся откуда что начислено? Вроде бы и проверок никаких не было, и расчеты мы в глаза не видели, а из областной администрации нам уже планы по налогам шлют. Как мы их собирать-то будем?

Но, пожалуй, самый больной для муниципалов вопрос возвращение в собственность земельных участков, чью принадлежность невозможно идентифицировать. Порой они занимают весьма значительные площади и потенциально могли бы стать неплохим подспорьем для местных бюджетов. Но как раз в этом вопросе, считает глава Цацинского сельского поселения Таисия Лабутина, и речи нет о какой-то межведомственной координации:

- Три года назад мы обратились в суд с просьбой вернуть в нашу собственность 90 земельных долей это почти 3 тыс. га. Обратились к возможным владельцам с помощью СМИ, через 90 дней провели общее собрание, вынесли решение об обращении в суд, представили карту участков и все равно нам сказали, чтобы мы искали собственников. Землю делили в 1994 году, где сейчас найти владельцев участков? Начальник управления земельных отношений комитета по управлению государственным имуществом областной администрации Александр Воробьев предложил обращаться лично к нему, если вопрос так и не сдвинется с мертвой точки. И, судя по оживлению в зале, уже в скором времени ему придется столкнуться с большим количеством подобных обращений. Ведь если налоги худо-бедно подсчитаны, а кадастровая стоимость земель так и останется неизменной, единственная возможность для поселения хоть как-то наполнить свою казну заключается в эффективном управлении собственностью. Правда, как показывает практика в том числе и судебная слово «эффективность» каждый понимает по-своему. Но заседание координационного совета все же завершилось на относительно мажорной ноте.

- Из кадастра можно сделать неповоротливого монстра, а можно эффективную систему, работающую на благо поселений, подчеркнул Сергей Дмитриев. Мы будем разбираться в проблемах межведомственной координации, но от глав поселений и районов зависит очень многое. Активнее привлекайте ТОСы они «на земле», они знают, кому принадлежит земельный участок, кто владеет какой-то недвижимостью. Если нам удастся создать такую систему, то уже скоро вся Россия будет учиться у нас.

Антон БОРЦОВ