Оглашение: с чего начинается вера

Священник Алексий Плужников, papa_rimsky2003: Сегодня вечером у меня было редчайшее явление: проводил огласительную беседу с папой будущего христианина и двумя крёстными. Редчайшее по простой причине: когда люди приходят ко мне и спрашивают: «скока стоит крещение?», я отвечаю просто: «а приходите на оглашение, вот мой телефончик..». И усё: ни ответа - ни привета, кто-то другой их макнул быстро и без разговоров... Оглашаемые нынешние - люди все молодые, моего примерно возраста, серьёзные, но нецерковные. Папа даже имеет представление, что такое Символ веры, а то обычно на вопрос о Символе все глаза таращат: «крест, что ль?». И вот они слушают, задумчиво головой кивают, со всем соглашаются, даже согласились с охотой прийти и завтра ещё раз. Это уже почти уникальное явление. Но всё же - что делать мне? Я ведь подозреваю, что они выслушают хоть пять моих бесед, но вряд ли кинутся жить церковной жизнью. Да, возможно, будут посерьёзнее к церкви относиться, заходить почаще, может, иногда ребёнка причастят, но прихожанами вряд ли станут. И всё равно ведь крестить придётся: люди формально слушаются, ходят, «оглашаются»... А если надавить: ходите на службы, учите Закон Божий, то да сё - можно и перегнуть палку... И как лучше? Не знаю...

furrycobra: Мне кажется, всё равно крестить стоит. Бог ведёт людей к Себе (и в церковь) разными путями. И мне кажется, что всё же не человеку (пусть даже и священнику) решать.

papa_rimsky2003: Ну да, решать не священнику, решать только самому пришедшему... Получается, не пастырь принимает нового члена церковной общины, а что-то такое «божественное» происходит между пришедшим и Богом во время крещения, а священник вроде обслуживающего персонала...

furrycobra: Но я имела в виду, что покрестить (уж тем более ребёнка) стоит в любом случае. Он, может, об этом потом 70 лет своей жизни не вспомнит, но, по моему скромному опыту, сам факт крещения влияет на человека и его судьбу.

papa_rimsky2003: А мой скромный опыт говорит об отсутствии связи между крещением и «судьбой». Пример из личной жизни: меня в детстве «как положено» снесли в храм и «макнули». Итог: 20 лет яростного атеизма и неприятия всего церковного. Моя жена: из некрещёной семьи, сама некрещёная, в школе решила узнать о Боге. Вместо крещения в деревенском храме поступила в университет на религиоведение, чтобы узнать побольше. Но к крещению её привёли не занятия, а один парень-атеист, а она привела его в храм. Вопрос: что лучше, формальное крещение в детстве или жить некрещёным до сознательного принятия крещения? Судьба ли сделала крещёного атеиста попом или некрещёную девушку - матушкой?

yandel: Не судьба, но Божий промысел. Кто знает, кем бы вы сейчас были, если б вас не макнули в детстве...

papa_rimsky2003: Я думаю, я был бы там же, где и сейчас, просто покрестился бы вместе с женой и всё.

spinne13: «Священник вроде обслуживающего персонала» - а разве он не в большинстве случаев «токмо свидетель»?

papa_rimsky2003: «Токмо мздусобиратель»:)

liya_2004: Отче, не заморачивайтесь:) вы ж делаете, как надо - а дальше Господь управит...

papa_rimsky2003: Да как же тут не заморачиваться? Вопрос для меня: ВСЁ ли я делаю, как надо? Может, больше и дольше надо, а может, не напрягаться, «Бог управит»?..

liya_2004: Ну, ВСЁ как надо - ни один человек не делает. А Царский путь - он всегда предпочтительней. Что-то зацепило из двух бесед - останется человек и дальше пойдёт, и читать будет, и спрашивать. Можно (если время позволяет) и воскресную школу для взрослых сделать. Я б к вам с удовольствием ходила.

papa_rimsky2003: Делал уже, ходили люди с удовольствием:) Первые несколько недель... потом всё реже и реже, потом и бросили ходить. Дела, хозяйство, дачи...

liya_2004: Ну, это тоже нормально... Главное, что начинали с удовольствием. А стайеров по жизни мало, да. Легче сделать один (ну, несколько) геройских рывков, чем постоянно и неуклонно шагать и шагать. Короче, тяжелоатлетом быть проще, чем марафонцем.

mamont_1: Насчёт вашего поста, крестить надо, говорить с людьми надо, но самое главное, надо посеять Любовь к Богу в их души и сердца. Тогда они будут ходить в храм и в беде и в радости и с радостью. Я стратегию озвучил, а как это сделать для многих и совершенно разных людей - не знаю.

papa_rimsky2003: Чтобы кому-то что-то посеять, надо хотя бы успеть этих людей поймать, поговорить, а то и сеять не успеваешь, всё ветром уносит.

lena_malaa: Всё делаете правильно. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся. Помните это, о. Алексий. Может быть, одна фраза, которую вы скажете им на следующей беседе, просто перевернёт этим людям жизнь. Такие фразы случайны. И незаметны говорящему.

papa_rimsky2003: «Сказал пророк Илия и взмыл на огненной колеснице в небо, оставив Елисея с открытым ртом...»

yandel: ...Махровые атеисты - креститься не идут. Раз человек пожелал креститься - значит, его к этому что-то привело. И это «непременно в своё время взойдёт и даст плод, каково бы оно ни было на данный момент. Ведь каждый приходит к Нему по-своему. И может быть, это «номинальное» крещение - и есть тот самый первый шаг, единственный, на что человек пока готов. А если запретить ему этот первый шаг сделать, то ему уже наверняка придётся шагать в другую сторону.

papa_rimsky2003: Такая позиция, на мой взгляд, противоречит Евангелию. Там чётко и ясно выражен принцип крещения: идите, проповедуйте, научите вере, а кто примет веру, тот пусть крестится и спасается, продолжая учиться вере. Крещение после веры, но никак не наоборот. А «номинальное» крещение - это языческий подход, когда считается, что благодать Божья действует в человеке сама по себе, без участия человека.

yandel: Разве люди совсем без веры идут креститься?..

papa_rimsky2003: Вера бывает разная. Креститься должен тот, кто верует в Символ веры, или, как минимум, в Троицу, в Христа как своего Спасителя, в Его Воскресение, в жизнь вечную и в то, что ради этого стоит что-то для Бога делать. А так идут с верой «Бога», т.е. просто с признанием факта, что, вроде, Бог есть на небе. Но как спросишь: «а тебе-то что от этого?», обычно не знают, что сказать. «Ну, чтоб защищал, берёг, традиции это наши, русские, так надо...» Это вера? Это пустота.

spinne13: М-м-м. Не согласна!.. Если вспомнить притчу о зёрнах - кто знает, куда это зерно упадёт? Может, как раз крещение и будет тем ветром, что отнесёт зерно в вспаханный чернозём.

papa_rimsky2003: Ага, можно ещё всех мужиков на всякий случай рукополагать - вдруг Иоанн Златоуст среди них окажется... «Зерно» - это проповедь, учение, но никак не таинство, ведь в Евангелии было ещё что-то про бисер и свиней...

mamacholya: ...Мы вот с мужем ребёнка покрестили, хотим даже повенчаться, но прихожанами тоже не стали. Хотя как-то так пытались. Ребёнка носили к причастию, и вообще потребность такая есть, но слишком много «но». Богослужение наполнено смыслом, но нам он не понятен. Чувствуешь себя там чужим. Не все друзья поймут. ...Чтобы прийти в Церковь, надо особым образом одеться, там тебя встретит пышно одетый священник, который непонятно говорит... Похоже на спектакль. Вроде и понимаешь, что надо, а не получается. И не у меня одной... Приводит хороших людей в церковь чаще всего беда, когда уже никакие условности не важны. А не беседы даже очень хороших пастырей.

papa_rimsky2003: В этом полностью согласен: главным «миссионером» обычно являются скорби, болезни, смерть близких...

samarin_p: По моему скромному мнению, излишний «наезд» на новичка со стороны батюшки может привести к двум результатам: поиску более «либерального» священника или отторжению от Церкви вообще. Я ставлю себя на место некрещёного, который вдруг решил начать церковную жизнь, тем более скромный и грешный я к таким людям ближе по мироощущению, чем ангельского чина батюшка. Он (новичок) ждёт, что в храме к нему подойдёт лучезарный и сияющий батюшка, погладит его по голове, они сядут побеседовать, батюшка обрадуется новому чаду и скажет: «Ничего, сын мой, не можешь - научим, не хочешь - захочешь», и далее всё как в американских фильмах - слёзы умиления и сплошной happy end. А на деле? Ему говорят, что нос у тебя до крещения ещё не дорос, Символа Веры не знаешь и года семи Вселенских соборов не назовёшь. Ты давай месяцок-другой на огласительные беседы походи, а опосля зачёт у тебя примем. Я бы, наверное, развернулся и ушёл в другой храм к лучезарному батюшке... Я не имею в виду, что крестить нужно всех подряд автоматом, но и чрезмерно усердствовать, как мне думается, было бы неполезно.

papa_rimsky2003: Единственный момент, который ты упустил в конкретном описываемом случае: никто не «решил начать церковную жизнь», а просто крестить младенца, чтобы «научить его нашим, русским, древним традициям». Сие - большая разница.

hum_hau: У меня есть воцерковлённый знакомый, которых хотел ТОЛЬКО повенчаться и всё, а оказалось, как он мне рассказывал, вдруг узнал, что каждое воскресенье нужно в храм ходить, а потом, тоже вдруг, узнал, что ещё и по субботам, смешно сейчас вспоминать, как после первого в жизни помазания подошёл и говорит: что это за колбасу мне дали, не знаю что с ней делать (хлебушек у нас очень красиво нарезают длинными ломтиками и одну половинку обмакивают в вино). Главное - начать идти. Сначала нужна просто ВЕРА, а уж потом мы учимся верить правильно, это долгий путь. Иногда важны не знания, а впечатления.