Бизнес под парусами

4 августа в Волжском стартовала традиционная парусная регата «Кубок Нижней Волги-2007». Мероприятие получилось достаточно камерным: порядка 30 яхт, две трети из которых представляли, по сути, всего два города - Волгоград и Волжский. Регата так и не стала коммерческим предприятием, а яхтинг в нашей области по-прежнему считается спортом энтузиастов-одиночек. «ДП» попыталось разобраться, можно ли превратить парусный спорт в высокодоходный бизнес.

От гаража до гостиницы

Яхтенный сезон в Волгоградской области длится семь месяцев. А яхтенного клуба по европейскому определению - нет. До недавнего времени то же самое можно было сказать про любой поволжский регион. Из-за этого, кстати, остался неосуществленным весьма перспективный и потенциально прибыльный проект путешествия зарубежных яхтсменов вокруг Европы. Избалованные иностранцы собирались пройти из варяг в греки и обратно, но, узнав об отсутствии инфраструктуры, от идеи отказались. Пока

- Для европейского яхтсмена стоянка - то есть собственно яхт-клуб - это не пара досок, возле которых можно бросить якорь, - говорит президент Федерации парусного спорта Волгоградской области Игорь Горячев. - Нужна инфраструктура - понтоны, способные защитить от ветра, возможность заправиться водой и топливом, магазины, кафе, мастерская для мелкого ремонта, возможно - гостиница. Лет 10 назад на наших реках таких яхт-клубов не было в принципе. Но потом у некоторых яхтсменов-энтузиастов появились деньги.

- Один из самых известных яхт-клубов Саратова - «Эдельвейс» - возник, когда один из местных бизнесменов купил яхту, - рассказывает Игорь Горячев. - Но ставить ее было негде. Он решил построить на берегу что-то вроде небольшого гаража, потом, еще какую-то пристройку, потом еще что-то В итоге вложил полтора миллиона долларов, но зато яхт-клуб этот - единственный на Южной Волге, о котором знают в Европе. Отель, два ресторана, мастерская, причалы с подачей топлива, воды, телефоном и интернетом.

- Яхт-клуб пока не окупился, - поддерживает коллегу президент Федерации парусного спорта г. Волжского Олег Отченашев, - но вряд ли на это уйдет много времени. Когда в Саратове проходят крупные парусные соревнования, только один из ресторанов приносит до 800 тыс. рублей в день. Где еще можно обеспечить такую выручку? К тому же при развитой инфраструктуре прибыль будет круглогодичной. Пляж, бассейны, аквапарк, сауны, SPA-салоны - все это логично вписывается в концепцию загородного яхт-клуба как места элитного отдыха.

Золотое дно

Бизнес на парусах можно условно разделить на две категории - на инфраструктурную - береговую, и на парусно-романтическую. Первая требует больших вложений, но и прибыль при хорошей раскрутке будет весьма неплохой. И не обязательно вкладывать в строительство яхт-клуба миллионы. На первых порах причалом, гостиницей, рестораном, магазином и мастерской - может стать списанный и отремонтированный пассажирский теплоход класса «река-море».

- Во всем мире доходы яхт-клуба складываются из членских взносов, а также денег, которые тратят путешественники, проходящие по реке на своих яхтах, и просто любители отдыха на воде и около нее - те же посетители кафе, ресторанов и аквапарков, - перечисляет Олег Отченашев. - Причем, чем сильнее развита инфраструктура, тем больше источников дохода. Например, зимой место в теплом эллинге стоит порядка 300-500 руб. в месяц, летом же стоянка яхты обойдется ее владельцу ежемесячно в 2-18 тысяч. Разброс цен очень большой. А если яхт-клуб становится известным, появляется еще одна возможность заработка - предоставляя место для рекламы спонсорам парусных гонок.

- Неплохо зарабатывают яхт-клубы, предоставляя в аренду все необходимое для активного отдыха на воде - доски для серфинга, водные мотоциклы, катера, - продолжает Игорь Горячев. - А зимой народу может быть даже больше, чем летом: снегоходы, буера, коньки, лыжи, купание в проруби Волгоградское водохранилище прекрасно для этого подходит.

Правда, у водохранилища есть недостаток - оно находится выше плотины ГЭС. Устроить стоянку в Волгограде невозможно из-за сильного течения и перепадов уровня воды. Отсутствие зрителей сказывается на степени популярности яхт-клуба, а значит, и перспектив будущего бизнеса. Так что пока из всего вышеперечисленного в волжском яхт-клубе «Сталь» есть только старый ангар и два понтона, которые знакомы всем местным яхтсменам. Стоянка бесплатная, но ни воды, ни топлива поблизости нет. И хотя бизнес-план разработан, воплощать его не торопятся - ищут инвестора, у которого толстый кошелек гармонично дополнялся бы любовью к парусам.

- В Волгоградской области яхтинг остается спортом энтузиастов, часто не богатых, - говорит Игорь Горячев. - Но потенциальному инвестору мы готовы помочь и опытом, и идеями. Есть электричество, есть заброшенное здание речного вокзала, которое можно реконструировать. Да и место у нас все-таки известное, другого такого в области просто нет. А на базе нового яхт-клуба - если вернуться к теме доходов можно было бы создать яхтенную школу и для детей, и для взрослых. Спрос на такие услуги будет расти, правда на первых порах потребуются серьезные вложения в раскрутку.

Отдать концы!

Яхтенные чартеры уже знакомы волгоградцам, побывавшим на европейских и американских курортах. В нашей стране, по мнению Олега Отченашева, этот бизнес находится в зачаточном состоянии:

- Слишком мало свободных, хорошо оборудованных круизных яхт и опытных яхтсменов, считает он. - Хотя к нам люди часто обращаются с просьбой покатать их по Волге. Есть план - купить три подержанные яхты, зимой довести до ума и летом использовать их как чартеры.

О растущей популярности такого отдыха говорят и в яхт-клубе «Сталь».

- Практически каждые выходные от потенциальных клиентов нет отбоя, - соглашается Игорь Горячев. - Многие наши яхтсмены на этом зарабатывают. Реклама по принципу «сарафанного радио» - сегодня один человек покатался, завтра он уже троих-пятерых приводит. Яхта - это не моторный катер - ощущения совершенно другие.

Арифметика бизнеса такова: по словам Олега Отченашева, подержанная отечественная яхта-«полутонник» (в которой есть шесть полноценных спальных мест, гальюн, камбуз и можно стоять в полный рост) в хорошем состоянии и со всей оснасткой стоит порядка 1 млн руб. Цены на импортные яхты начинаются в среднем от $100000. Верхнего ценового предела нет. Расходы на содержание - от 15 тыс. руб. в год, самая затратная часть - подготовка яхты к сезону перед спуском на воду. При необходимости можно нанять экипаж - обычно один-два человека - это еще где-то 10 тыс. в месяц. Сейчас, при всей неразвитости яхтенной туристической инфраструктуры, за час под парусом с клиента возьмут минимум 500 рублей, день аренды - от 3 тыс. Комфортный сезон, как мы уже говорили, длится в наших краях почти семь месяцев. Если не происходит ничего экстремального, пластиковые корпуса современных яхт служат не один десяток лет, комплект парусов - лет пять-шесть как минимум.

Чтобы было, с чем сравнивать, - в Европе неделя столь романтичного отдыха стоит в среднем 1000-1200 евро, чистая прибыль владельца чартера - 30%.

Антон БОРЦОВ