Пятый нацпроект

Бороться с коррупцией не пытается только ленивый, антикоррупционная политика неофициально даже называется пятым национальным проектом.

Меры по борьбе с коррупцией и ее профилактика обсуждаются на федеральном уровне и в регионах. На прошлой неделе Владимир Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию». После вступления Конвенции в силу Россия автоматически становится участником Группы государств против коррупции (ГРЕКО). Свой антикоррупционный пакт подготовил и ЦК КПРФ, направив его региональным отделениям для подписания на местах. Антикоррупционные законопроекты разработали и в ряде региональных прокуратур, в том числе и в Волгоградской области, которая в последнее время особо отличилась коррупционными скандалами. Причину, побудившую работников правоохранительных органов заняться антикоррупционным законотворчеством, в Волгоградской облпрокуратуре определяют как острую необходимость борьбы с высоким уровнем коррупции. По информации пресс-службы прокуратуры, в течение 20042005 гг. было выявлено соответственно 227 и 406 нарушений. А за первое полугодие 2006 г. их число уже превысило 500 (подробнее в «ДП», 27, «Прокуратура посулила новые громкие дела»). В текущем году прокурорами по итогам «общенадзорных» проверок принесено 286 протестов на противоречащие закону правовые акты органов власти, внесено 99 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 39 должностных лиц, возбуждено 38 административных производств и 8 уголовных дел. Прокуратура полагает, что законодательное регулирование этой сферы реально повысит уровень борьбы с коррупцией и ответственность чиновников, а также в целом поднимет престиж государственной и муниципальной службы.

Проект дает основные понятия антикоррупционной деятельности, принципы противодействия коррупции, а также меры предупреждения коррупционных правонарушений. Конкретные же мероприятия предлагается прописать отдельно в антикоррупционной программе. Разрабатываться эта программа должна на основе открытого конкурса, а финансироваться из областного бюджета. Дорабатывать победивший на конкурсе законопроект будет экспертная группа, созданная при специальном госоргане по реализации антикоррупционной политики. Предупреждать правонарушения в прокуратуре предлагают не только с помощью антикоррупционной программы, но и реализуя другие мероприятия, например, проводя антикоррупционную экспертизу всех правовых актов и проектов. Принимать решение о том, нуждается ли новый законопроект в такой экспертизе, должен будет губернатор или депутаты облдумы. По инициативе общественных организаций или физических лиц может проводиться также общественная экспертиза, которая будет носить рекомендательный характер. Экспертиза обязательна для всех документов, в которых идет речь о распоряжении бюджетными средствами или имуществом, находящимся в государственной/муниципальной собственности. В законопроекте выделяется еще одно направление профилактики коррупции: антикоррупционное образование и пропаганда. Вопросы образования предлагается возложить на уполномоченный орган исполнительной власти в области образования и науки, пропаганды соответственно на структуру, отвечающую за сферу массовых коммуникаций. Рассматривать законопроект «О противодействии коррупции» депутаты будут после каникул, пока он не прошел обсуждения ни в одном из комитетов. Тем не менее многие законодатели успели познакомиться с документом и высказать в его адрес замечания, окрестив законопроект документом «для галочки» и поводом пропиариться. Депутат Волгоградской областной думы, лидер фракции «Единая Россия» Виталий Шестаков считает, что инициированный прокуратурой законопроект чистой воды популизм: «Все это прописано в определенных статьях определенных законов. Правоохранительным органам нужно работать лучше. Тем более что все эти вопросы находятся в компетенции федеральных властей и принимать такой закон на региональном уровне ни к чему». Кстати, в Госдуме давно лежит проект федерального базового закона о противодействии коррупции, который неоднократно выносился на заседания, но отклонялся депутатами. Официальные причины формальные недоработки. Но есть и другая версия того, почему этот законопроект остается под сукном, его ненадобность. Сторонники этой позиции считают, что борьба с коррупцией эффективна тогда, когда строится на основе комплекса взаимосвязанных правовых актов и норм. И чтобы реально снизить уровень коррупции, нужен не один закон, декларирующий антикоррупционную политику, а целостная правовая система антикоррупционной направленности, регулирующая все сферы права.

Ирина ПОВОЛОЦКАЯ