Смерть от винта

В Волгоградской области в 25 километрах от города Котово разбился вертолёт Ми-8 АМТ, принадлежащий авиакомпании «Газпромавиа». Жертвами авиакатастрофы стали шестеро из восьми находившихся на борту членов экипажа и представителей нефтяной компании «Лукойл». По данным пресс-службы ГУ МЧС России по Волгоградской области, вертолёт Ми-8 АМТ компании «Газпромавиа» взлетел в 8.40 с вертолётной площадки КПМ-2, расположенной на 17-м километре трассы Волгоград - Москва, и взял курс на Котово. На борту винтокрылой машины находились восемь человек: три члена экипажа и пять сотрудников нефтяной компании «Лукойл».

Эксперты пока затрудняются назвать причины аварии, однако предполагают, что, скорее всего, катастрофа произошла из-за человеческого фактора, утверждая, что вертолёт Ми-8 АМТ является одной из самых надёжных машин в мире. В 10.17 вертолёт пропал с экранов радаров и упал в районе села Моисеево, что примерно в 25 километрах от города Котово. На место происшествия выехали оперативные службы. В результате авиакатастрофы погибли шесть человек. Точные причины аварии предстоит установить специальной комиссии. По сообщению компании «Лукойл», в результате авиакатастрофы погибли пять находившихся на борту сотрудников ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз»: Александр Шумлянский, заместитель генерального директора по управлению персоналом; Фарид Шихотаров, заместитель генерального директора по капитальному строительству; Валентин Шараськин, председатель Объединённой профсоюзной организации; Василий Басюк, начальник отдела социальных программ; Евгения Калуженкова, начальник отдела по связям с общественностью. Также при аварии погиб бортмеханик вертолёта Алексей Субботин. В авиакатастрофе выжили всего двое: командир воздушного судна Александр Захаров и второй пилот Дмитрий Пуськов. По словам врачей, их жизни ничего не угрожает.

- К нам поступил только один человек с разбившегося вертолёта - помощник пилота, - сообщили в Котовской ЦРБ. - Состояние его тяжёлое. Диагноз - кататравма: так называется травмирование при падении с высоты, ушиб грудной клетки и перелом второго поясничного позвонка. Пациент в сознании, контактен. Сейчас пострадавший находится в реанимации, гемодинамика и дыхание у него стабильные, необходимости для подключения его к системе жизнеобеспечения нет. Второму выжившему члену экипажа Ми-8 (командиру вертолёта, - прим. авт.) была оказана помощь на месте, в госпитализации он не нуждается. По сообщению пресс-службы ГУ МЧС по Волгоградской области, выживший командир экипажа рассказал, что вертолёт на уровне 100 метров от земли начало трясти. Он начал спускаться до 10 метров. Во время зависания над землёй произошёл хлопок в районе хвоста. В момент касания земли в вертолёте загорелся топливный бак. Получив во время падения незначительные травмы, командир успел выскочить и затем вытащить второго пилота. Впрочем, спустя час в пресс-службе ГУ МЧС отказались от подтверждения данной информации, сообщив, что командир экипажа уже сменил свои показания.

- Вертолёт Ми-8, принадлежащий компании «Газпромавиа», осуществлял полёт в соответствии с поданной заявкой на использование воздушного пространства, - сообщили в Южном управлении Росаэронавигации. - В 8.02 он вылетел из Волгограда по маршруту, однако некоторое время спустя он не вышел на контрольную связь и пропал с экранов радаров. Позже мы получили информацию о падении. К месту происшествия из Волгограда вылетел поисково-спасательный вертолёт. Ещё одна машина компании «Газпромавиа» была поднята с резервной площадки в селе Антиповка. - Разбившаяся машина была обнаружена через полчаса после того, как пропала с радаров, - говорит генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Волгоград» Сергей Ильяшенко. - О причинах трагедии сейчас говорить рано, их установит специально созданная комиссия. На месте происшествия идёт разбор обломков и поиск регистрирующих приборов, однако я опасаюсь, что восстановить информацию о последних минутах полёта будет проблематично: вертолёт сгорел практически полностью. От машины осталась только хвостовая балка. Уже установлено, что разбившаяся машина была выпущена 4 сентября 2000 года на Улан-Удэнском авиационном заводе. Последний ремонт был произведён 9 августа 2007 года в ОАО «Спарк». Ресурс после налёта составлял 1500 часов, или 5 лет эксплуатации. Последнее оперативное техническое обслуживание было проведено в день аварии. Замечаний по техническому состоянию машины у пилотов не было. Вертолёт прошёл предполётный технический осмотр и имел остаток ресурса 1029 часов. Всего после прохождения очередного ремонта налёт составил 471 час. Эксперты полагают, что, скорее всего, причиной происшествия стал человеческий фактор, хотя и пилоты, и бортмеханик имели большой стаж работы. Первый пилот вертолёта Александр Захаров имеет общий налёт 10248 часов, из них 3500 - на вертолётах Ми-8 в качестве командира воздушного судна. Второй пилот Дмитрий Пуськов имеет налёт 1932 часа, из них на Ми-8 - 185 часов. Погибший бортмеханик Алексей Субботин налетал на машинах такого класса 6953 часа.

- Точные причины авиакатастрофы установит специальная комиссия, - говорит заместитель управляющего директора по маркетингу и сбыту Улан-Удэнского авиационного завода Цыдын Галданов. - Сейчас трудно даже выдвигать какие-то версии. Точно я знаю лишь одно: Ми-8 АМТ - одна из самых надёжных машин в мире и при своевременном обслуживании практически безотказная. Более того, мы внимательно отслеживали все катастрофы, произошедшие с этими машинами. Практически всегда в аварии был виновен человек. Я давно работаю на заводе, но не припомню случаев, чтобы были аварии из-за отказа техники. В том, что вертолёты Ми-8 всегда славились своей надёжностью, уверены и военные летчики. - Ми-8 - очень надёжная машина, - размышляет бывший военный лётный техник Василий Хребтань. - У нас в полку были машины, которые летали и по 20, и по 25 лет. При своевременном и грамотном обслуживании продление заводского срока службы машины вполне реально. Что же касается причин, то их может быть масса. Может и техника подвести, и воздух: вертолёт вполне мог попасть в ту же воздушную яму. Может, вертолёт зацепил провода ЛЭП, или пилот опустился слишком низко, чтобы рассмотреть что-нибудь на земле: мы в своё время тоже так «хулиганили». В любом случае о причинах аварии сейчас можно только догадываться.

СПРАВКА

Вертолёт Ми-8 АМТ выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трёхопорным шасси. Фюзеляж вертолёта каркасной конструкции состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и концевой балок. В носовой части размещена трёхместная кабина экипажа, состоящего их двух лётчиков и бортмеханика. Остекление кабины обеспечивает хороший обзор, правый и левый сдвижные блистеры снабжены механизмами аварийного сбрасывания. В пассажирском варианте кабина имеет размеры 6,36х2,05х1,7 метра и 28 кресел, установленных по два с каждого борта с шагом 0,74 метра и проходом 0,3 метра; в задней части кабины справа расположен гардероб, а в задней части створок сделан проём под заднюю входную дверь, состоящую из створок и трапа. Хвостовая балка клепаной конструкции балочно-стрингерного типа с работающей обшивкой снабжена узлами для крепления управляемого стабилизатора и хвостовой опоры. Система отопления и вентиляции обеспечивает подачу подогреваемого или холодного воздуха в кабины экипажа и пассажиров, противообледенительная система защищает от обледенения лопасти несущего и рулевого винтов, передние стёкла кабины экипажа и воздухозаборники двигателей. Оборудование для полётов по приборам в сложных метеорологических условиях днём и ночью включает два авиагоризонта АРБ-ЗК, два указателя частоты вращения НВ, комбинированную курсовую систему ГМК-1А, автоматический радиокомпас АРК-9 или АРК-У2, радиовысотомер РВ-3.

Григорий СТАЦКИЙ, v1.ru