Береговой вопрос

Волгоградская набережная - уникальное сооружение. Во-первых, по своей красоте: от лестницы, поднимающейся вверх от самого берега Волги, порой невозможно оторвать взгляда. Во-вторых, по масштабности: её пространство позволяет проводить массовые мероприятия, для которых требуются целые стадионы. И многие гости города искренне не понимают, почему такая красота, словно мухами, облеплена разношёрстными палаточными строениями питейно-развлекательного характера.

Попытки чистки

Над волгоградской набережной местные власти колдуют уже давно. В 2006 году, ещё в бытность Роланда Херианова на месте и.о. мэра, горадминистрация собиралась разработать комплексный проект её внешнего вида, где все точки общепита и торговли должны были сосредоточиться на специально выстроенных на берегу Волги стилизованных больших ладьях («ДП» N 45 от 27.11.2006). В июне 2007 года нижняя терраса чуть не оказалась официально закрытой для всех торгово-развлекательных организаций. Тогда суд Центрального района Волгограда вынес решение о приостановке деятельности МУП «Берегоукрепление» по эксплуатации гидротехнических сооружений на берегу Волги в Центральном районе. Причина - несоблюдение условий и норм безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения (подробнее «ДП» N 24 от 25.06.2007). В июне прошлого года была предпринята очередная попытка очистить волжский берег от прибрежных кафе. На этот раз прокуратура Центрального района настаивала на том, что наличие кафе на нижней террасе набережной противоречит требованиям безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений. В связи с чем было запрещено выделять здесь места под кафе и аттракционы, а работающие заведения предписывалось закрыть («ДП» N 22 от 09.06.2008). Тогда снова пронесло. Но из-за этой ежегодной угрозы предприниматели, работающие на набережной, сидят на чемоданах и даже не думают вкладываться в развитие своих заведений:

- Каждый год одна и та же песня, нам говорят, что с набережной всё уберут, - поделился директор кафе «Лето-3» Александр Бахвалов. - Достаточно представить, что не сегодня-завтра нас могут отсюда попросить, чтобы передумать развивать своё кафе.

Как сейчас обстоят дела, мы поинтересовались у руководителя городского департамента потребительского рынка Дмитрия Семененко. По его словам, в этом году взяться за береговых бизнесменов помешал кризис. - К тому же, по сравнению с прошлыми годами, волгоградская набережная стала более привлекательной, - считает Дмитрий Семененко. - Появились красивые баннеры, предприниматели обновили оборудование, используемое для приготовления еды, внесли свежие элементы во внешнее убранство торговых точек.

По словам Д. Семененко, в этом году изменился качественный состав субарендаторов: исчезли предприятия общепита, к которым в прошлом году были нарекания со стороны горадминистрации и арендатора набережной ООО «Высокий берег». Всего на набережной сейчас действуют около 20 заведений общепита и развлечений стационарного и временного характера. Это ночные клубы и кафе в здании речного порта, отдельно стоящие небольшие постройки и временные конструкции а-ля тентовые палатки.

Кризис потребителя

Если сами прибрежные увеселительные заведения худо-бедно выжили, то с посетителями дела обстоят удручающе. По словам Александра Бахвалова, отдыхающих на берегу стало в 3 раза меньше, чем в прошлом году. - Причин тому несколько. Первая - кризис, в результате которого резко упала покупательская способность населения. Вторая - сложившееся годами отношение волгоградцев к береговым заведениям. За последние годы набережная снискала себе дурную славу, жители города рассматривают её как объект подростково-молодёжного отдыха с низким качеством обслуживания и высокой степенью опасности: мол, драки там обычное дело. Изменить это устоявшееся мнение сегодня непросто. Хотя работа увеселительных предприятий постоянно находится под контролем городской администрации, департамента потребительского рынка, администрации Центрального района, милиции и руководства ООО «Высокий берег», которые проводят почти ежедневные рейды. - В каждом кафе работают 1-2 охранника, обеспечивают спокойствие посетителей и пресекают случаи нарушения порядка, - рассказал директор ООО «Высокий берег» Сергей Савенков. Третья причина - меняющиеся потребительские предпочтения. В городе немало заведений, которые более качественно оказывают услуги питания и развлечений, пусть и немного дороже.

Чтобы поднять имидж набережной, городская администрация следит за выполнением основных требований к развлекательным заведениям. Так, достигнуты договорённости с предпринимателями о соблюдении прав граждан на тишину в ночное время. По словам С. Савенкова, в этом году все кафе огородили звукоизолирующими баннерами, в результате чего музыка и шум остаются внутри заведений, все колонки направлены в сторону Волги, а в 11 часов вечера у ди-джеев отключаются микрофоны, прекращается использование так называемых сабвуферов. Кроме того, милиция, инспекция по делам несовершеннолетних городской администрации и районная администрация контролируют соблюдение правил продажи пива и алкогольной продукции, запрещающих продажу её несовершеннолетним потребителям. Но, несмотря на все старания, многие волгоградцы обходят берег Волги стороной.

Место для семьи

Хотя для некоторых горожан набережная по-прежнему остаётся популярным местом проведения досуга, но городской администрации и остальным жителям хотелось бы видеть её в другом качестве. - Хочется, чтобы набережная превратилась из центра подростково-молодёжного в центр семейного отдыха, - говорит Дмитрий Семененко. - Чтобы люди приходили сюда с детьми и получали не ночные дискотеки, а качественные услуги общественного питания и семейных развлечений. Постепенно всё к этому и идёт. Меняется внешний облик набережной: с рекламных носителей убрана реклама пива и алкогольных напитков, хотя ещё два года назад пивные компании активно предлагали размещение своей атрибутики и рекламы. На набережной появились новые, красиво оформленные кафе. - По рекомендации мэрии, наши арендаторы в соответствии с названиями своих заведений придумали им определённый имидж и выполнили отделку внутреннего интерьера и внешнего дизайна, - рассказал директор ООО «Высокий берег» Сергей Савенков. Чтобы приблизить осуществление мечты о перепрофилировании волгоградской набережной в место семейного отдыха, администрация согласовала с предприятиями рекомендованный ассортиментный перечень: работники департамента потребительского рынка предложили предпринимателям определённый набор продуктов, которые хотелось бы видеть в кафе, а те легко согласились. В результате во многих кафе появился детский ассортимент, сладости, мороженое и т.д. В последнее время более качественно соблюдаются правила благоустройства: предприниматели - опять же по собственной воле - стали больше заботиться о чистоте и привлекательности арендуемых территорий. Кроме того, в период летнего сезона бизнесмены проводят на набережной всевозможные праздники для горожан, для детей из детских домов - с угощениями, конкурсной и развлекательной программами. В этом проявляется социальная ответственность бизнеса.

Сменили каток на сауну

До центра семейного досуга набережной пока далеко: питейных заведений здесь всё же больше, чем качелей-каруселей. А недавно на месте некогда возведённого на берегу пластмассового катка, который так или иначе представлял собой развлечение для детей и взрослых, в этом году появился новый объект. Он носит название «Берег» и совмещает в себе бар, отель и сауну. Какого рода услуги предоставляет этот разноликий «Берег», и насколько они доступны для горожан, мы попытались выяснить у его собственника - местного предпринимателя Володи Франгуляна, но он отказался от комментария, сославшись на своё отсутствие в городе. А вот соответствие этого кафе концепции застройки волгоградской набережной прокомментировал генеральный директор ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков: - Одним из первых градостроительных свершений мэра было проведение двух конкурсов - на разработку концепции развития поймы реки Царица и волгоградской набережной. На это были потрачены бюджетные средства, определены победители, но концепция так и не получила продолжения в виде разработанной документации. Ввиду отсутствия утверждённого проектного решения по набережной застройка там вообще запрещена. Поэтому можно смело утверждать, что «Берег» построен с нарушениями всех норм законодательства в области строительства, начиная от порядка предоставления земельного участка и прохождения экспертиз согласования и заканчивая выдачей разрешения на строительство. - Кафе «Берег» - это объект самовольного строительства, - подтвердил председатель комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Алексей Лисин. - Уже имеется решение суда о сносе данного объекта. Другое дело, что это решение пока не исполняется.

Анастасия КУВШИНОВА