Три года предсказуемости

В минувшем году Волгоградская область стала одним из немногих российских регионов, перешедших на среднесрочное финансовое планирование. Причём на всех уровнях - от главного финансового документа региона до бюджетов сельских поселений. Появилась возможность прогнозировать будущие поступления и планировать расходы сразу на три года вперёд. О достигнутых результатах и выявленных «болезнях роста» бюджетного процесса «ДП» рассказал заместитель главы администрации области, председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Александр ДОРЖДЕЕВ.

Опыта пока не хватает

- Александр Владимирович, каковы итоги исполнения областного бюджета в первом полугодии 2008 года? Все ли муниципальные образования области оказались готовы к работе по новым правилам?

- Переход на среднесрочное финансовое планирование для нас оказался не таким проблемным, как можно было бы того ожидать. В первую очередь, это связано с тем, что администрация Волгоградской области провела большую подготовительную работу в муниципальных образованиях, объяснив чёткую и внятную финансовую политику, открытую и прозрачную. Разработка и утверждение программы реформирования региональных финансов позволило области занять 7-е место из десяти в рейтинге Минфина РФ. Итоги шести месяцев 2008 года подтверждают наши прогнозы. План по доходной части выполнен на 48,7% от годового исчисления - это 22,14 млрд руб. 15,7 млрд - наши собственные налоговые и неналоговые поступления, которые выросли более чем на 40%. Область вышла на профицитный бюджет - по итогам полугодия доходы превысили расходы на 1,2 млрд руб. Во втором полугодии мы прогнозируем выполнение годового плана по доходам. Стараемся, чтобы муниципальные образования соответствовали высоким требованиям в вопросах бюджетного планирования, но определённые вопросы всё ещё возникают.

- В чём главные проблемы исполнения бюджетов муниципальными образованиями? Не хватает профессиональных специалистов?

- Все расходные обязательства как муниципальных образований, так и в целом областного бюджета, исполняются вовремя. Главная проблема в нехватке опыта работы с новыми веяниями в межбюджетных отношениях, слабый контроль за изменяющимся бюджетным и налоговым законодательством, недостаточный уровень кадров в муниципальных образованиях. В прошлом году наши муниципальные образования впервые принимали свои бюджеты самостоятельно по новому закону о межбюджетных отношениях. И многие муниципалитеты приняли свои доходы заведомо заниженные - порой даже ниже фактических налоговых поступлений 2007 года. А ведь мы прогнозировали рост доходов по сравнению с прошлым годом на уровне 23-25% - и сегодня прогнозы подтверждаются по всем параметрам, например, по акцизам, по налогам на прибыль организаций, ндфл, на совокупный доход, на имущество. Везде рост от 24 до 90%! Но лишь пять муниципальных образований приняли бюджеты с 20%-ным приростом, зато более десяти посчитали, что их доходы будут меньше, чем в прошлом году. Есть ещё одна проблема - постоянно растут остатки средств на счетах муниципальных образований, а, значит, какие-то расходные обязательства выполняются не в полном объёме. По состоянию на 1 июня суммарный объём неиспользованных субвенций, дотаций, иных безвозмездных поступлений превысил 3 млрд руб., увеличившись по сравнению с началом года на треть. В результате идёт недофинансирование по таким важным социальным программам, как помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приобретение для них жилья, оплата труда приёмных родителей, финансовые гарантии на предоставление общего образования, передача местным органам власти полномочий на регистрацию актов гражданского состояния. Самый большой рост - то ли в силу инертности чиновников, то ли по другим каким-то причинам - отмечен в Волгограде, Светлоярском, Среднеахтубинском и Калачёвском муниципальных районах.

Борьба на всех уровнях

- Будем надеяться, эти средства всё-таки дойдут до жителей области. Но как быть с возможной перспективой сокращения поступлений? Область уже столкнулась с проблемой выпадения доходов из-за перерегистрации в других регионах нескольких крупных налогоплательщиков, в частности, в сфере энергетики, нефтепереработки, телекоммуникаций. Как вы намерены решать эту проблему?

- Вопрос действительно стоит очень остро. Администрация не может удерживать налогоплательщиков силой - головные организации регистрируют свои структурные подразделения там, где считают нужным. Между тем на общероссийском уровне многие межбюджетные показатели - в том числе и суммы дотаций и субвенций из федерального бюджета - рассчитываются исходя из налогового потенциала территорий. Мы делаем всё возможное, чтобы наш налоговый потенциал рос, чтобы сюда приходил инвестор, и эта работа ведётся как на региональном, так и на муниципальном уровне. И мы видим - в области создаются новые производства, новые рабочие места, налогооблагаемая база наших муниципальных образований и областного бюджета в целом соответствует нашим расходным обязательствам. Но работы впереди ещё много.

- Одна из главных проблем сегодня - неконтролируемый рост инфляции, с которой правительству пока не удаётся справиться. Насколько значительно её влияние на бюджет области?

- Связь прямая - рост цен ведёт к моментальному росту бюджетных выплат. Один из примеров: дорожающие ГСМ стали причиной значительного увеличения трансфертов на поддержку села. И так во всём. Есть глобальные, объективные причины нынешней инфляции - с ней сражаются во всём мире, и далеко не все вопросы можно решить в масштабах региона, а уж тем более одного муниципалитета. Но бороться мы можем - совместно, на всех уровнях оптимизируя бюджетные расходы, ведя грамотную политику государственного регулирования. На уровне федера-ции - решать вопросы таможенных пошлин, денежно-кредитного обращения, оборота наличных денег, используя инструменты макроэкономического характера. На уровне регионов - работать по эффективному сбору всех доходов, одновременно исключая неэффективные расходы. На уровне муниципалитетов необходимо заниматься оптимизацией сети бюджетных учреждений, то есть тоже исключать неэффективные расходы. Нужно ли держать какое-то учреждение на бюджете, или стоит перевести его в иные организационно-правовые формы? Может быть, в виде каких-то автономных, некоммерческих организаций они смогут расширить список предоставляемых услуг, повысить их качество и доступность? Есть масса правовых оснований для того, чтобы территории сами могли решать этот вопрос.

Дисциплина и прозрачность

- В таких условиях особенно возрастает роль финансовой дисциплины, профессионализма чиновников на местах - только так можно обеспечить прозрачность межбюджетных отношений. Как вы считаете, переход на трёхлетнее планирование изменил отношение к этим вопросам на местах?

- Переход на новые методики бюджетного планирования уже сказался на качестве и прозрачности межбюджетных отношений. Очень существенно изменились подходы к формированию перечня гарантированных социальных услуг, к обеспечению всех наших расходных обязательств, финансированию полномочий. Нам очень помогло то, что мы стали реализовывать у себя 131-й закон раньше остальных - сохранилась единая финансовая система, каждый субъект которой чётко знает свои возможности и полномочия, знает, как они выполняются и финансируются. Казначейское выполнение бюджета дисциплинирует, обеспечивая полный контроль всех денежных потоков в любой момент. Хоть и есть у нас отдельные нарушения в некоторых муниципальных образованиях, всё поправимо, с каждым случаем мы разбираемся отдельно. Системных, глобальных проблем у нас нет.

- В чём же главный плюс для региона в переходе на трёхлетний бюджет? Какие перспективы и задачи в этой сфере стоят перед нами в будущем?

- Стратегические приоритеты бюджета области направлены на повышение реальных доходов и занятости населения, роста сбережений и имущества граждан, на развитие рынка жилья. Главная задача - удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий. Мы в среднесрочном периоде видим инвестиционные перспективы, рассчитываем возможные налоговые доходы, определяем расходные обязательства. Для наших предпринимателей, инвесторов, властей на всех уровнях, да и просто для жителей области мы показываем, что мы стабильны, предсказуемы и что видим, как будем развиваться дальше. Мы знаем, как будет развиваться экономика, как планируется бюджет, знаем, какие финансовые инструменты - кредиты, поручительства, выпуск ценных бумаг - можно использовать с наибольшей выгодой для региона. Год назад по данным международного рейтингового агентства «Standart&Poor`s» рейтинг нашей области был В- (стабильный), а сегодня - Вв- (позитивный). Это говорит о том, что наша бюджетная политика предсказуема, сбалансирована, что она взвешенная, разумная и отвечает тем требованиям, которые к ней предъявляются.

Антон БОРЦОВ