Коммерческие виды на Центральную набережную

Близится к завершению конкурс проектов реконструкции Центральной набережной, объявленный мэрией Волгограда в конце прошлого года. Практически «мечта архитектора»: достаточно большой по протяжённости участок от ул. Краснознаменской до строящегося моста через Волгу, одно из самых посещаемых и узнаваемых мест города, возможность использовать самые современные материалы и технологии. По словам заместителя председателя горкомархитектуры Александра МОЛОЖАВЕНКО, предварительных заявок было больше 20, но в итоге конкурсная комиссия получила всего шесть проектов, один из которых, к тому же, не был допущен к участию из-за крайне слабой проработки. В итоге прошедшие на минувшей неделе в волгоградском доме архитектора общественные слушания так и не выявили явного фаворита.

За реконструкцию набережной им. 62-й армии - Центральной в Волгограде - городские власти брались не один раз. Сложившийся на сегодня ансамбль из широкой гранитной лестницы с пропилеями по бокам, фонтана «Искусство» и крупнейшего в России речного вокзала считается одной из самых красивых и величественных набережных страны. Это если не присматриваться к разрушающимся причальным стенкам самого вокзала, к находящемуся в запустении огромному ресторану на его крыше, к многочисленным ларькам и павильонам - которым прокуратура вроде бы запретила здесь работать, и если вообще не отходить далеко от той лестницы. Шаг влево, шаг вправо - и вы уже не на самой красивой набережной Поволжья, а на обычной свалке с элементами общественного туалета.

Одна из первых попыток сделать из набережной набережную была предпринята еще в 70-х годах - при постройке речного вокзала по проекту Тимофея Садовского. Значительно позже, уже при Евгении Ищенко, проект её застройки был заказан известному французскому архитектору Жану-Мишелю Вильмоту - но не сложилось. Так что формально нынешний конкурс можно назвать третьей серьёзной попыткой волгоградских властей снять сливки с волжских берегов. В ходе прошедших общественных слушаний председатель горкомархитектуры Алексей Лисин прямо сказал, что без инвестора ни о какой реконструкции набережной не может быть и речи, а, значит, одним из важнейших критериев для жюри при окончательном выборе проекта-победителя станет его инвестиционная привлекательность.

- Сейчас Центральная набережная - это, по сути, гидротехническое сооружение, содержание которого стоит нам очень больших денег, - убеждал он собравшихся. - А мы хотим, чтобы она стала объектом, привлекательным и для инвесторов, без которых мы все равно ничего не построим, и для горожан. Нам нужны коммерческие объекты: современные, стильные, удачно вписанные в существующий ландшафт - но именно коммерческие. Хотя, поверьте, наш конкурс изначально был открытым, и мэрия не собирается навязывать профессиональному сообществу какие-то свои соображения.

Так как итоги конкурса будут подведены только через неделю, за авторов проекты представлял член экспертной комиссии, известный волгоградский архитектор Владимир Касимовский. За прошедший месяц эксперты тщательно изучили каждый проект, определили сильные и слабые стороны, выделили наиболее интересные моменты. К достоинствам отнесено желание практически всех архитекторов либо опустить уровень рокадной дороги, либо вообще спрятать её в тоннеле - чтобы транзитный транспорт не мешал отдыхающим. Практически во всех проектах предусмотрены места для многочисленных кафе и ресторанов, яхт-клубов и выставочных залов, магазинов, офисно-гостиничных комплексов и автомобильных стоянок. В некоторых проектах нашлись места и для эскалаторов по бокам от нынешней главной лестницы, и для Центра экстремальных видов водного спорта, и для этнографических и ихтиологических музеев. Соответственно, и разброс по стоимости строительства получился значительным - от 2,8 млрд рублей до $1 млрд. А вот для отдельного речного вокзала, обслуживавшего бы местные линии, места во многих проектах так и не нашлось.

- Мы сейчас перевозим на местных линиях свыше 4 млн человек, - включился в обсуждение заместитель генерального директора Волгоградского речного порта Юрий Митасов. - А в лучшие годы было 10 млн и более. Это, конечно, с учётом транзитных пассажиров, которых сейчас всё меньше. Отсутствие отдельного причала для местных линий мешает нам заниматься ремонтом разрушающихся причальных стенок главного вокзала, не даёт принимать транзитные корабли. Но это направление мы всё равно будем развивать. Ко всем проектам у нас одно замечание - их авторы как будто забыли, что у нас бывают ледоход и паводки, большая часть конструкций может просто не выдержать первой же весны.

Ещё одна претензия была высказана к организаторам конкурса: были обозначены слишком сжатые сроки для столь серьёзной работы. Может быть, поэтому и работ так мало, и уровень их не слишком высок - отметил бывший главный архитектор города Валентин Калиниченко - и никто из других регионов или стран не успел принять в нём участие. Хотя к архитектурным варягам отношение у нас известно какое, пара-тройка громких имён наверняка пошла бы на пользу конкурсу. А сейчас придётся выбирать из того, что есть. Итоги, как говорят в мэрии, будут объявлены 16 июля.

Антон БОРЦОВ