Бета- и гамма-версии

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представили второй рейтинг востребованности вузов предпринимателями - он называется ДРЕВО (Деловой рейтинг высшего образования). Руководитель проекта - член генерального совета «Деловой России» Николай Брусникин. В список вошли три волгоградских высших учебных заведения.

Доминирующей мотивацией обучения в вузе остаётся подготовка к профессиональной деятельности и, реже, стремление к познанию нового - вместе они составляют примерно 60% ответов. Однако студенты идут работать, в том числе потому, что невысоко оценивают то, чему их учат в вузе. Вклад вуза в профессиональную подготовку и ими, и работодателями оценивается невысоко: опыт работы и собственные усилия по освоению новых знаний воспринимаются опрошенными как значительно более важные. В целом для работодателя информация об образовательном багаже соискателя представляется наименее важной. Ему существенно важнее накопленные к моменту трудоустройства умения и навыки, а также общие компетенции и личные качества потенциального молодого сотрудника. Общий вывод таков: по оценкам выпускников и работодателей на современном этапе вузы не играют основную роль в подготовке специалиста.

Тем не менее, в стране есть вузы, выпускники которых заметно востребованы на рынке труда - в том числе и потому, что ректорат этих вузов активно выстраивает отношения с работодателями.

При формировании рейтинга учитывались следующие показатели востребованности выпускников вуза работодателями: взаимодействие работодателей с вузами, в том числе проведение целевых кампаний по набору выпускников вуза; проведение целевых кампаний по набору стажёров из числа студентов вуза; наличие предпочтений в отношении вузов при отборе специалистов для работы в компании; наличие договорных связей между вузом и работодателями; обращение сотрудников компании в вузы, которые они окончили, для привлечения молодых специалистов. Кроме того, учитывался уровень зарплаты выпускников вуза (с учётом региональных различий).

На основании этих данных сформирован перечень ведущих российских вузов, выпускники которых востребованы работодателями. Вузы поделены на три лиги: a, b и g. В свою очередь, лиги поделены на подлиги - 1 и 2. Вузы подлиги a-1 обеспечивают своим студентам активные контакты с работодателями, а по окончании вуза их выпускники демонстрируют высокий уровень оплаты труда. Выпускники вузов подлиги a-2 имеют широкое признание на рынке труда: вузы имеют устойчивую репутацию и активно сотрудничают с работодателями (эта активность может быть на уровне подлиги a-1), но она не подкрепляется высокой оплатой труда, либо активность сотрудничества с бизнесом несколько ниже, но финансовое поощрение выпускников значительно превосходит региональные аналоги. По аналогичному принципу сформированы лиги b и g. В лигу a не попал ни один волгоградский вуз. В подлиге b-1 - Волгоградский государственный технический университет. В подлиге g-1 - Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, в подлиге g-2 - Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия.

Рейтинг ДРЕВО позволяет констатировать существование в России вузов, активно взаимодействующих с работодателями и готовящих выпускников, востребованных и успешных на рынке труда. Лидеров рейтинга вузов условно можно разделить на три категории, причём эта классификация объясняет, почему именно эти три волгоградских вуза попали в рейтинг, а прочие - нет. Во-первых, это крупные университеты, чаще технические, чем классические, это мэтры российской системы образования, которые на протяжении многих лет имеют устоявшиеся связи с работодателями и реализуют различные формы сотрудничества. Во-вторых, это специализированные вузы, профиль подготовки которых - наиболее прибыльные, растущие сегменты реального сектора экономики. Среди вузов данной категории представлены более успешные отрасли экономики: нефтегазовая, финансовый сектор, строительство. В-третьих, региональные образовательные центры, с которыми у давно работающих компаний налажены традиционные связи. В рейтинг вошло много региональных вузов, что говорит, с одной стороны, об их востребованности, а, с другой, о замкнутости региональных рынков труда и образования, которая сокращает конкуренцию между вузами и приводит к снижению качества их работы. В списке лидеров рейтинга - известные брэнды, а молодым негосударственным вузам в топ-лист рейтинга войти пока не удалось. (ДП)