Ресурсы, должности, посты

Какова роль политических партий, предпринимательских сообществ и горожан в формировании перечня наиболее актуальных для развития Волгограда вопросов? Кто может наполнить смыслом декларативные политические конструкции в регионе? Откуда придут новые лидеры общественного мнения, которые наладят диалог бизнеса и власти на благо общества, заполнят информационный вакуум на политическом поле Волгограда? О текущей повестке дня говорили 4 июля на очередном заседании клуба «Деловое Поволжье» волгоградские предприниматели и ученые-обществоведы.

Остров невезения

Опыт Волгограда показывает, что сама по себе общественная повестка не сформируется. Определить актуальные для общества вопросы задача профессиональных политиков, власти и СМИ. Пока они с этой миссией не справляются. Мэрские выборы 2007 года это доказали. Обещания лучшей жизни в речах кандидатов не выходили за рамки традиционных «снизим стоимость услуг ЖКХ и повысим социальную защищенность населения». Кандидаты были не готовы предложить избирателям образ будущего города, в предвыборной риторике они вообще не употребляли слово «будущее». Выборы прошли по волгоградской традиции: с головой, повернутой в прошлое.

Партийная жизнь в Волгограде вещь в себе. «Отчасти борьбу за власть в региональных отделениях можно списать на этап роста, на отсутствие системы низового контроля за деятельностью партийных топ-менеджеров», считает доктор философских наук Александр Стризое. «Но очевидно, добавляет кандидат философских наук Виктор Пилипенко, что партийная жизнь в регионе не наполнена содержанием. Отсутствуют программы развития, адаптированные к запросам Волгограда и области, нет инициатив по переведению внутрипартийных дискуссий в публичное поле. Для партий конфликты остаются единственным способом привлечения внимания электората». Причем не самым эффективным способом рейтинга партиям они не прибавляют.

Волгоградским партийцам приходится выстраивать внутрипартийные механизмы в непростых условиях. Из федерального центра они получают порой противоречивые указания наверху внутрипартийная борьба за власть тоже идет полным ходом. И в регионе ситуацию стабильной не назовешь. После многолетнего застоя пертурбации могут затронуть региональную элиту. Многие годы обладминистрация была главным оплотом стабильности в регионе. Теперь же, после окончательного формирования горадминистрации, таким островком стабильности временно становится мэрия. Александр Стризое настроен пессимистично относительно возможности публичных дискуссий о путях развития региона:

- В Волгограде нет достойной миллионного города интеллигенции. Нет культурно-интеллектуальных традиций на уровне миллионного города. Обсуждение большинства серьезных проблем ведется на уровне райцентра. Та же наивность суждений, те же иллюзии Мы живем в городе, в котором исторически сложился крайний консерватизм правящей элиты. В советские времена в соседнем Ростове про нас говорили не провинция, но тупик. В результате 70% людей, выросших в перестройку и рыночную эпоху, не нашло здесь применения и мигрировало в Москву.

Политика невмешательства

Есть ли у бизнес-сообщества Волгограда рычаги влияния на власть, на повестку дня в условиях тектонических, по выражению В. Пилипенко, сдвигов в политических и властных структурах региона? Имеет ли смысл налаживать диалог и наполнять его содержанием в такое нестабильное время? Председатель Волгоградской Торгово-промышленной палаты Александр Белицкий ставит под сомнение идею вмешательства бизнеса в политическую и партийную жизнь: «Наш лидер Е. Примаков предлагает держать равную дистанцию со всеми участниками политического процесса. Работать с теми, кто победит на выборах, кого выберет народ».

По мнению А. Стризое, политика невмешательства в политическую жизнь региона мгновенно ударит по самим предпринимателям: «Примакову легко говорить о равноудаленности в условиях федерального центра. На уровне региона и города партии вынуждены решать не только глобальные вопросы, но и высказываться о механизмах решения местных проблем о ситуации в ЖКХ, об источниках пополнения бюджета. В таком контексте предприниматели не могут остаться в стороне. Выбирая партию, они выбирают не идеологию, а решают проблемы собственного выживания».

Волгоградская «Опора России» на мэрских выборах пошла другим путем, единственной из бизнес-сообществ сделав выбор до выборов. Замруководителя «Опоры» в Волгограде Владлен Махин считает, что вовремя высказанная позиция привела к позитивным последствиям в виде открытого диалога с мэром: «Все, что мэр обещал, он пока выполняет прислушивается к нам, согласовывает с нами свои действия в области поддержки предпринимательства». Правда, В. Махин не стал переоценивать будущие перспективы: «Если хотя бы 10% предвыборных обещаний реализуется, мы будем считать это успехом».

Президент клуба «ДП» Анна Степнова приводит пример того, как активная позиция волгоградских делороссов помогла увеличить бюджетное финансирование в адрес Волгограда:

- Городу не хватает средств на реализацию стратегических проектов на метротрам, о. Голодный, на обновление транспортного парка. Новый мэр обратился к предпринимателям за поддержкой, попросил сообща повлиять на областных законодателей с целью увеличения трансфертов из облбюджета. «Деловая Россия» отреагировала достаточно агрессивно, опубликовав в нашей газете официальное заявление. Не думаю, что это только наша заслуга, но в итоге облдума внесла поправки в бюджет. Волгограду обещают дать полмиллиарда рублей сверх плана.

В кулуарах дешевле

Владлен Махин говорит, что процессы открытого диалога власти и бизнеса в том числе тормозятся не только властью: «Предприниматели не участвуют в общественных объединениях в силу чистого расчета. Решать проблемы своего бизнеса чаще проще и дешевле кулуарно, нежели выносить их на общее обсуждение, решать не конкретную ситуацию, а общую проблему».

«Требуя прозрачности от власти, бизнес и сам должен быть прозрачным, считает В. Пилипенко. Для внимательного наблюдателя непонятно, что хотят предприниматели от власти, готовы ли они говорить не только о конкретных ставках налога или цене земли, но и обсуждать перспективные и стратегические вопросы развития города в целом. Набор фраз о диалоге и системе это голые конструкции, без начинки. На словах всем нужны система и диалог, на деле, для каждого в отдельности ресурсы, должности, посты. Когда разговор неконкретный, он идет по одному сценарию при Чехове, Ищенко, Херианове... Договорились начать диалог, дали друг другу общие обещания, потом взаимно разочаровались и начали упрекать друг друга». В. Махин не соглашается с экспертом: «Только по вопросам кадастровой оценки земли мы проработали 780 городских норм и документов, передали в мэрию свои заключения. В итоге ставки по аренде земли для многих видов бизнеса были снижены».

Здесь подстричь, а здесь причесать

Президент Волгоградской гильдии оптовиков Андрей Сукачев обратил внимание присуствующих на то, что предпринимательские объединения выходят на новый уровень: «Сегодня они четко определяют целевую аудиторию, заявляют свою позицию, ищут диалога с властью и обществом. Изнутри растят лидеров, которые будут вести этот диалог».

Лидеры бизнеса выходят на политическую арену двумя путями. Одних делегируют их товарищи по предпринимательским объединениям. Другие продвигают себя сами, как это сделали Николай Волков и Олег Михеев. Эксперты «ДП» считают, что в условиях неструктурированного политического рынка приверженцы обоих путей имеют равные шансы на успех. Однако рано или поздно самовыдвиженцы все равно вынуждены искать формальный партийный или общественный статус: Н. Волков в «ЕР», О. Михеев в «СР». По идее этот статус должен бы прибавить им денег и идейно наполнить предвыборную кампанию, но на деле он дает лишь дополнительный запас электоральной прочности.

По мнению А. Степновой, един ичные примеры успеха хождений предпринимателей во власть демонстрируют отсутствие в регионе системы отбора и воспитания лидеров не просто бизнеса, а лидеров общественного мнения (ЛОМ). «Те, кто претендуют на лидерство в партиях или общественных структурах, остаются лидерами в своем узком кругу. Общественные группы и общественные интересы за ними не проглядываются. Может, общество плохо относится к предпринимателям?» задает она вопрос директору фонда «Институт экономических и социальных исследований», кандидату философских наук Михаилу Шевякову. Социолог отвечает утвердительно:

- За последние 15 лет люди не стали больше любить предпринимателей. Поэтому, работая над имиджем бизнесмена, идущего в политику, мы ищем слова-заменители: директор предприятия, хозяйственник... Казалось бы, владелец торговой сети и директор металлургического завода по большому счету оба предприниматели. Но пока избиратели предпочитают второго.

Формула ЛОМа

Лучше, когда во власть идут не сами бизнесмены, а люди, ими уполномоченные. Вопрос в том, где этих людей взять. М. Шевяков настроен весьма оптимистично:

- В крупных компаниях всегда найдутся сметливые хозяйственники заместители директора, руководители подразделения... Их надо поискать и применить стандартные политтехнологии. Причесать, под- стричь, и пойдет За полгода все это надувается хорошо. Когда человек начнет активно пиариться, гражданская позиция у него начнет кристаллизоваться сама собой. По опыту, в обществе 10% прирожденные лидеры, еще 10% этакие Махатмы Ганди, остальные 80% укладываются в среднюю совокупность, их лидерские качества и личную харизму можно нарастить.

Не всем присутствующим нравится такой подход. Анна Степнова высказывается за то, что лидером общественного мнения может стать только фигура, признанная обществом. От лица горожан должен выступать человек, имеющий гражданскую позицию, готовый увлечь за собой других. Президент Русского Южного банка Татьяна Гунькина признается, что политика по таким правилам для нее нечто неприличное. Александр Белицкий реагирует: «Нынешним политикам нужны только власть и деньги». Такие приоритеты политической жизни не устраивают большинство деловой, культурной и научной элиты города. Дискуссия в клубе «ДП» это возможность для предпринимателей и для интеллигенции заявить о своей позиции. Нынешний разговор показал, что ученым-обществоведам, которые в своей каждодневной работе имеют дело с изучением общественных проблем и поиском вариантов их решений, оказалось проще говорить на эти темы.

На недавно состоявшейся дискуссии в московском Фонде эффективной политики («От анархистов до монархистов», «ДП» 24, 2007 г.) говорили о том, что в обществе сформировался запрос на нравственность. Та партия, которая заслужит право говорить о моральных категориях, обеспечит себе стабильный электорат на долгие годы вперед.

Во всем мире как раз партии формируют систему политического детского сада. Однако волгоградские партийцы к такой работе готовы слабо. В Волгоградской академии госслужбы несколько лет работает школа региональной элиты, весьма затратный проект для его организаторов, и бесплатный для слушателей. Возможностью бесплатно обучить своих молодых активистов воспользовалась только волгоградская ЛДПР. Остальные партии не заинтересовались.

Наши эксперты советуют региональным политикам в поисках кадрового резерва обратить внимание на студенческую элиту. Но, ежедневно работая со студентами, призывают не ждать чудес. Молодые люди максимально прагматичны. Желая сделать политкарьеру быстро, недорого, эффективно демонстрируют совершенно конкретное мышление, замыкающееся на собственное эго. В то время как политик человек, который направляет, показывает, куда двигаться обществу. Как большинство скульптурных изображений В. Ленина, как бы к нему не относиться. Политик это человек, который выхолит за рамки своих интересов и видит перспективу.

Татьяна ТАРАКАНОВА