Госдума сливает вузы

Тема приватизации вузов на протяжении долгого времени волнует умы россиян. Пока такой закон не принят, но вопрос то и дело поднимается депутатами, будоража общественное мнение. Волнуют граждан и другие вопросы, логически вытекающие из передачи высшей школы в частные руки, рост оплаты за учебу и возможное слияние академий и университетов.

Несуществующий закон о приватизации вузов серьезно обсуждать никто из волгоградских ректоров не берется. Но есть вопросы, прокомментировать которые могут только люди, максимально приближенные к этой системе. В качестве экспертов «ДП» выступают ректор Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) Иван НОВАКОВ и ректор Волгоградского государственного университета (ВолГУ) Олег ИНШАКОВ, который сразу оговорился, что свое мнение он готов высказать только как ученый-экономист, но не как руководитель крупного вуза.

Под звуки Мендельсона

И возможную приватизацию, и слияние вузов граждане связывают с неминуемым скачком цен на высшее образование. Пугающей кажется информация о том, что одним из российских университетов заинтересовался металлургический магнат Олег Дерипаска. Пока он только пожелал стать соучредителем «Плехановки», но не серьезная ли это заявка на будущее? В Волгограде, например, давно и упорно сватают ВолГУ и педагогический. Небезосновательно: многие факультеты в обоих заведениях дублируют друг друга, а в начале деятельности университета, в конце 80-х, преподаватели из «педа» читали здесь лекции. В январе на заседании совета ректоров с участием представителей обладминистрации тоже шла речь о возможном объединении вузов на территории региона, но тогда единогласно пришли к мнению вопрос преждевременный. Решили, что на сегодня это два самостоятельно развивающихся образовательных учреждения. И все-таки эта тема на слуху. Вероятность слияния ВолГУ с педагогическим университетом Олег Иншаков назвал лишь слухами, объявив, что в планах госуниверситета об объединении с кем-либо вообще речи не идет. «Но интересные предложения мы готовы рассматривать», добавил он. А вот о закрытии четырех филиалов в Калаче, Фролово, Михайловке и Ахтубинске говорит как о вопросе решенном. Высшее профессиональное образование должно проводиться в высокотехнологичных центрах, а не абы где и абы как, по принципу «лишь бы диплом выдать». Нерентабельные филиалы нужно закрыть, а сэкономленные расходы можно направить на финансирование студентов, обучающихся в тех вузах, которые соответствуют по качеству современным требованиям, объясняет свою позицию профессор Иншаков. Он считает, что гигантомания для управления очень вредна. Как пример приводит Сорбонну, разукрупнившуюся недавно на 7 мелких «сорбонн». Я не сторонник очень больших вузов. В конгломерате, куда входят строители, машиностроители, представители классической науки и педагоги, смысла не вижу. Если говорить о хорошем объединении, то нужно объединяться близким по профилю вузам в рамках от 20 до 30 тысяч студентов. Увеличивается финансирование на одного студента, повышается статус вуза, выигрывают все участники процесса обучения, регион. Те, кто окажется в этом процессе впереди, получат еще и правительственные преференции. Пилотные, прогрессивные проекты всегда очень ценятся государством, делится мнением Олег Васильевич. Тем более, как считает ректор, с началом вступления в ВТО мы все можем подвергнуться очень большому риску. Придет наиболее конкурентоспособный зарубежный образовательный капитал, и если не достигнем нужного размера эффективности, мы сильно проиграем. Каждого мелкого будут «отстреливать» по отдельности.

Иван Новаков также не подтверждает слухи о том, что в Волгограде кто-то с кем-то будет объединяться. Говорит: «Цели не вижу». Но при этом не раз оговаривается, что всей правды по обсуждаемой теме не скажет. Почему не поясняет.

По волнам нашей памяти

Рассуждая по поводу возможной приватизации в образовании, Иван Новаков крайне категоричен: «Делать этого ни в коем случае нельзя». Пока высшая школа руководствуется Законом «Об образовании», установившим мораторий на приватизацию вузов. Но снять мораторий не проблема

Олег Иншаков свою позицию поясняет шире: - Приватизацию у нас понимают неверно. Она - процесс волнообразный. Если посмотреть на экономику Англии, то наблюдаем, что там регулярно идут колебания в одну и в другую сторону. То есть неэффективные с позиции государства предприятия приватизируются по решению правительства, а эффективные могут реприватизироваться и направляться как стратегические обратно в государственную собственность. Если речь идет о полной приватизации, а не об акционерном обществе с долей частного капитала, что я считаю наиболее предпочтительной формой, то ничего нового у нас с негосударственными учебными заведениями не произойдет. Чтобы вспомнить подобный волнообразный процесс в нашей экономике, россиянину необходимо сильно напрячься. Помимо скандальной реприватизации «ЮКОСа», на ум не приходит ничего. У нас все больше что с возу упало, то назад не вернулось. Но ректор ВолГУ, как и его коллега, уверен, что обязательно должен быть четкий расчет, сколько государству выгодно иметь вузов, каких, какие нельзя вообще приватизировать ни при каких обстоятельствах. Стратегическая часть, по его мнению, 1112%, всегда должна оставаться за государством. Они должны быть полностью закрыты для частного инвестора. При этом Олег Васильевич называет золотое сечение: 62% вузов это предельная государственная доля в сфере образования; 38% могли бы стать частными или частно-государственными. При пропорции «62/38» государство всегда сможет сохранять влияние на основное содержание процесса обучения.

Откуда не ждали

Еще одна животрепещущая тема плата за обучение. Цены для студентов-договорников без того постоянно увеличиваются, и если в высшей школе будет дан старт на приватизацию, они вырастут на порядок. Но и без приватизации, по мнению Ивана Новакова, есть угроза повышения расходов студентов на образование. Свои опасения в этом плане ректор ВолгГТУ связывает с законом, рассмотренным Государственной думой в первом чтении, Законом «Об автономных учреждениях», который инициирован не правительством, а самими депутатами. Кстати, среди его разработчиков наш народный избранник Владимир Горюнов. Речь о преобразовании федеральных, областных и муниципальных учреждений в автономные. В рамки этого закона попадают спорт, культура, здравоохранение и образование. По сути, касается он только имущественных отношений. Автономное учреждение будет получать деньги от государства в виде субвенций, то есть со всех полученных и вложенных в материальную базу средств вузы заплатят налоги. Если такое учреждение не обеспечит рентабельности, его можно будет банкротить. Чтобы работать рентабельно, вуз будет вынужден увеличить количество «платников». Поскольку их количество в лицензии оговорено, то расти будет плата за обучение. Наращивание платных услуг приведет к тому, что талантливые дети останутся за бортом. Расклад несложный. По словам г-на Новакова, недавно состоявшийся съезд ректоров отреагировал на законодательную инициативу, направив в думу обращение с предостережением насчет поспешного принятия решения «Об автономии». Ректоры прогнозируют, что это чревато скачком цен на стоимость обучения. В технических вузах один студент-платник уже почти полностью содержит студента-бюджетника: государству бюджетное место обходится в 21 тыс. руб., а студент, обучающийся по договору, платит 42 тыс. руб. По мнению Олега Иншакова, только рынок определяет, что сколько стоит сейчас и будет стоить впредь. Госзаказ всегда ограничен. Зато есть возможность, если студент не проходит по конкурсу, получить любую специальность за деньги. Другое дело, что процентов восемьдесят частных вузов не соответствует по качеству образования современным требованиям. Кажется, что вопросы, поднятые в этой дискуссии, касаются только тех, кто работает в сфере образования, и тех, кто собирается учиться. На самом деле они затрагивают интересы более широкой аудитории. Потому что из элемента социальной сферы вузы уже давно стали полноценными участниками рыночных отношений. Их бюджеты исчисляются сотнями, а налоги десятками миллионов рублей; количество вакансий тысячами. Сложно переоценить лоббистские возможности их топ-менеджеров. Поэтому считаться с вузами и быть заинтересованными в их эффективности вынуждены все чиновники, политики, бизнесмены и граждане России.

Елена Силантьева