Спасение потребителей от банкиров, врачей, строителей и водителей

Нарушения прав потребителей в сфере банковского кредитования, автомобильных перевозок, предоставления платных медицинских услуг и при заключении и соблюдении договоров долевого строительства обсудил совет по делам потребителей при главе администрации Волгоградской области. Контролировал работу совета вице-губернатор Александр Быкасов.

Лишь бы взяли

Разбираясь в конфликтах кредитного рынка, Роспотребнадзор решил, что вину за них банки и клиенты разделили между собой. Вина заёмщиков в их неграмотности и невнимательности при заключении договоров с банками, неадекватной оценке условий по возврату кредитов. Есть заёмщики грамотные, но недобросовестные: всё знают, но делают по-своему. Банки же нередко навязывают заёмщикам кредиты: берут от заёмщика любые документы без проверки, указывают в них такой уровень дохода, чтобы тот мог взять кредит, рассылают по почте кредитные карты. А потом устанавливают огромные штрафы за просрочку и плату за открытие и ведение счетов, в одностороннем порядке меняют условия договора. Но могут и отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Всё это, по мнению Роспотребнадзора, ограничивает права потребителей. Другая проблема, по мнению замруководителя Роспотребнадзора Евгения Резникова, - неурегулированная законом деятельность коллекторских агентств. Эти компании за 10-20% выкупают у банков долги и выбивают их из должников. А каким образом - никому не известно. В решении этих проблем Роспотребнадзор сотрудничает с Банком России, Ассоциацией коммерческих банков Волгоградской области и Союзом заёмщиков и вкладчиков России - совместно выявляют нарушителей, инициируют судебные разбирательства.

Проверки на дороге

Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН), ГИБДД и подразделения областной администрации уже не первый год проводят рейды и проверки в сфере автотранспортных пассажирских перевозок, но ситуация не улучшается: по-прежнему много нарушений в работе транспортных контор и самих водителей. В частности, проведённые с начала года проверки автобусов, осуществляющих междугородные пассажирские перевозки, в очередной раз показали, что водители часто не аттестованы и не имеют квалификационной подготовки. Никто не контролирует режим их труда и отдыха, дорожные условия на маршрутах, а послерейсовый техосмотр проводится нерегулярно. То же самое и у маршрутных такси. Наиболее типичные нарушения - работа без документов и незаконное переоборудование салонов маршруток, то есть установка дополнительных мест. По результатам проверок 40 хозяйствующих субъектов и 163 транспортных средств выявлено 208 и 150 нарушений соответственно, выписаны штрафы на общую сумму 98 тыс. рублей. Мэр Волжского Марина Афанасьева отметила, что проблема маршруток обсуждается уже лет пять, но без корректировки регионального законодательства решить её невозможно:

- Мы пытаемся на муниципальном уровне контролировать работу маршрутных такси, диктовать им условия, корректировать или закрывать маршруты, но те в ответ обращаются в прокуратуру с жалобами на нарушение их прав, - пожаловалась М. Афанасьева. - Лишь принятие соответствующих региональных законов может ликвидировать эти злоупотребления. Кроме того, на совете подняли вопрос об изменении тарифов на транспортные перевозки. Специалисты УГАДН предлагают увеличить разницу между ценой проезда на общественном транспорте и в маршрутках, чтобы спасти муниципальных перевозчиков от вымирания: если поднять цены на частный транспорт, у муниципалов добавится пассажиров. Совет предлагает разработать и утвердить единую тарифную политику в отношении всех перевозчиков, а для сокращения количества маршруток в Волгограде скорректировать маршрутную сеть. Александр Быкасов пообещал заняться нормативно-правовым регулированием пассажирских перевозок.

Здоровье за деньги

Выявлением нарушений в сфере платных медицинских услуг занимается Росздравнадзор. За последние 1,5 года управление совместно с органами здравоохранения, райкомитетами по защите прав потребителей и районными прокуратурами провело 31 выездную проверку медучреждений, имеющих право оказывать платные медицинские услуги. (Кстати, из всех больниц и поликлиник региона такое право есть только у 48%. Остальные, например, психиатрические больницы, не вправе брать деньги с пациентов.) В 28-ми учреждениях из 31-го выявлены нарушения правил предоставления платных медуслуг. Наиболее характерные нарушения - оказание услуг без специального разрешения, с использованием оборудования, установленного в рамках национального проекта «Здоровье», взимание денег с пациентов, нуждающихся в неотложной помощи, и за предоставление услуг, входящих в перечень территориальной программы госгарантий и программы ОМС. Распространена такая организация работы специалистов УЗИ и других спецкабинетов, что очередь к ним расписана на месяц вперёд, и пациенты вынуждены получать эти услуги за деньги, зато без очереди.

- Зарплата главврачей напрямую зависит от объёма оказанных платных услуг, - отметила руководитель Управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Волгоградской области Галина Акимцева. - Необходимо пересмотреть условия контрактов с тем, чтобы зарплата зависела от показателей здоровья населения, а не от денег, собранных с этого населения.

Правильная стройка

Начальник управления Госстройнадзора администрации области Михаил Норкин рассказал, что на контроле управления находится 126 многоквартирных жилых домов, строящихся на территории области. 59 из них строятся на основании договоров о долевом строительстве. Хотя общее число нарушений в этой сфере уменьшилось наполовину, но они есть. В числе нарушителей названы строительные организации «Стройград», «ЖБИ-1», «Строймеханизация», «Элитное жильё», «Вымпел», «РеалЖилСтрой» и другие. Некоторые из них не соблюдают нормативы финансовой устойчивости, допускают нецелевое использование денежных средств дольщиков, привлекают деньги граждан способами, не предусмотренными законом, - предварительные договора и доверительные схемы, наконец, нарушают сроки ввода жилья в эксплуатацию. Так, в 2010 году из 18 объектов долевого строительства, запланированных к вводу, 8 будет сдано с задержкой. Строительство 27-ми объектов остановлено (10 из них строится с привлечением денег будущих владельцев квартир). Основной причиной строители называют нехватку оборотных средств. Но одна проблема влечёт за собой другую. В последнее время стало больше расторжений договоров о долевом участии: люди теряют доверие к строителям и пытаются вернуть свои деньги. Нарушителей выявляют в ходе проверок и привлекают к ответственности. При непосредственном участии созданной при управлении рабочей группы завершены и сданы в эксплуатацию 15 домов, в том числе 7 домов от ЖБИ-1.

Анастасия КУВШИНОВА