Блеф против блуда

После визита в Волгоград правительственной комиссии во главе с премьер-министром В. Путиным горожане, конечно, в первую очередь обсуждают темы, связанные с работой мэра Волгограда Р. Гребенникова: премьер в четверг пообещал, что комиссия Генпрокуратуры проверит жалобы на мэра, и во вторник вечером комиссия приступила к работе. Однако заседание в Волгограде показало, насколько типична проблема взаимоотношений региональной и муниципальной властей: губернаторы один за другим объясняли премьер-министру, что рычаги влияния на муниципалов у них отсутствуют, но они всё-таки ищут эти самые рычаги, хотя иногда им даже приходится блефовать и угрожать.

Всё будет хорошо

Началось всё, конечно, с позитива: В. Путин рассказал, что в кризис удалось избежать «самого негативного сценария», государство оказало отрасли поддержку, не допустив массового замораживания объектов. А теперь и спрос восстанавливается, и государство покупает жильё для ветеранов и военнослужащих. Со следующего года пойдёт программа служебного жилья для военных, военных пенсионеров и других категорий. Но, чтобы рост не упёрся в «бесконечные чиновничьи согласования, в стену монополизма и громадных, громоздких, подчас чрезмерно усложнённых процедур», надо «свести к минимуму бюрократические финансовые и другие издержки по всей цепочке», «убрать всё, что мешает быстро, качественно и недорого строить». В России средняя стоимость процедур на получение разрешения на строительство выше, чем в странах ОЭСР, в 40 раз. Кое-что правительство уже сделало: в Госдуме прошли первое чтение поправки к Градостроительному кодексу, которые упрощают требования к документам территориального планирования и процесс их принятия. В документах территориального планирования будет меньше информации, а сельские поселения смогут ограничиться только принятием правил землепользования и застройки. Генпланы потребуются лишь в случае крупного строительства: «Прежде для многих сельских поселений разработать такой генеральный план обходилось дороже, чем построить в посёлке какую-нибудь баню или магазин». В России около 20 тыс. сельских поселений, в 85% ничего особенного не строят, но документы требуют от всех. Не нужно будет готовить градостроительный план участка при прокладке коммуникаций, дорог, линий электропередачи и связи. Закончив территориальное планирование к началу 2012 года, можно будет отказаться от деления земель по категориям, манипулирование которыми - одна из самых коррупционных зон.

Второй блок обещанных правительством новаций - упрощение процедур предоставления участков. До конца года будет готов пакет изменений в законодательство. Участки можно будет предоставлять только в рамках конкурсных процедур, кроме земель под строительство школ, больниц и других социальных объектов, а также крупных инвестиционных проектов в промышленном производстве, для которых будет сокращено количество согласований, а субъекты федерации обязаны организовать работу с ними в режиме одного окна. Вообще регионам рекомендовано не ждать вступления в силу нового законодательства, а переходить на упрощённые процедуры самостоятельно.

Третье направление - упрощение процедур выдачи разрешений на строительство, сокращение с 90 до 60 дней госэкспертизы проектной документации. Сейчас, если в документах обнаружены недочёты, отсчёт этих 90 дней с каждой новой бумагой и правкой начинается с нуля. В. Путин обещал, что вся экспертиза с учётом всех доработок будет занимать не более 60 суток: «Тот, кто гоняет бизнес по кругу и нарушает установленные сроки, будет нести административную ответственность, вплоть до дисквалификации». Развитие получит и система негосударственной экспертизы в строительстве. И, наконец, про незаконные обременения, которые чаще всего связаны с подключением к коммунальным сетям: будет запрещено взимать с застройщиков любую другую плату, кроме платы за подключение к коммунальным сетям, и устанавливать свои требования и обременения. Присоединение к электросетям должно быть бесплатным для застройщика, а условия подключения к коммунальным сетям известны всем и не меняться на ходу. В. Путин сказал также, что до конца года в каждом субъекте федерации должна быть подготовлена и запущена программа снижения административных барьеров в строительном секторе, нужно провести полную ревизию и сократить все избыточные процедуры. Мониторинг этих программ Минрегион будет учитывать при оценке эффективности деятельности губернаторов.

Затем слово дали хозяевам. Волгоградский губернатор А. Бровко предложил Минрегиону и Минэкономразвития утвердить единую методику разработки и согласования документов территориального планирования для местного самоуправления. Второе - создание информационных систем в градостроительстве. Органы МСУ, которым поручено их вести, не справляются: их надо поддерживать и деньгами, и материально-техническим обеспечением, и даже кадрами. Выделяя землю под строительство, МСУ стремится перестраховаться и согласовать «всё у всех». И только в многофункциональных центрах (МФЦ), которых в области всего два, заинтересованное лицо получает документ в течение недели. Дальше губернатор намекает, что тормозом на пути автоматизации выдачи документов застройщикам стал Волгоград: «Правила землепользования и застройки по городу Волгограду уже более года находятся в думе и по каким-то причинам не принимаются». Существенным барьером на пути строительства является отсутствие у большинства муниципалитетов утверждённых тарифов на подключение к коммунальным сетям. А. Бровко предлагает определить чёткие сроки их принятия и установить ответственность ОМС и коммунальных организаций за неисполнение этих требований.

Картинка с натуры

Но это была лишь общая картина. Дальше В. Путин потребовал подробностей - заметим, что разговор о махинациях с землёй начал именно он, напомнив о стройке микрорайона «Янтарный город» в Советском районе, где только что побывал: «Земельные участки под застройку - они как уходят? По каким схемам? Какие там для начала организуются автомобильные стоянки? И как они потом сплавляются и куда?» А. Бровко объяснил: «Как я уже сказал, правил землепользования и застройки на сегодняшний день нет. Это приводит к тому, что земля распределяется без аукционов, то есть между своими. Если инвестор вложил 30 млн за гектар земли на аукционе, то у него время - деньги, и он бегом побежит проектировать и строить, чтобы вернуть вложенный капитал. Если вы землю получили просто за хорошее отношение к себе, то прежде чем это делать, вы подождёте хорошей цены, чтобы эту землю перепродать». Право аренды участка под «Янтарный город» было куплено на аукционе за 48 млн руб., а после этого компания два года готовила участок, инженерную инфраструктуру. Три года она платила аренду, за свой счёт сделала территориальное планирование - и только сейчас приступила к застройке.

Мэр Волгограда Р. Гребенников попытался увести разговор на бедность строителей, но попытка оказалась не в кон. Он сказал, что на самом деле аукционов проводилось «на порядок больше», чем давших результат, но из-за кризиса строители отказывались от участия в аукционах, потому что не было денег достроить существующие дома. «Ещё раз подчёркиваю: проблема сейчас не в том, чтобы мы инициировали как можно большее количество аукционов, хотя это тоже значимо. Проблема в том, что наши волгоградские строители не имеют ресурсов, чтобы достроить полноценные участки, что сейчас уже существуют, - сказал мэр. - Это главная ключевая проблема, о которой мы сейчас говорим». - Да если вы хорошие условия предложите, к вам придут откуда угодно! - парировал премьер-министр. - Придут из Москвы, из Петербурга, из той же Астрахани приедут, где стройка идёт нормально! Да придут откуда угодно, были бы условия хорошие, разбюрокраченные, доброжелательные по отношению к инвесторам.

Председатель Волгоградского отделения «Деловой России» Р. Созаруков дорисовал уже вполне ясную картинку: в Волгограде «по всяким разным схемам уходят лакомые земельные куски», и лишь после трёх-четырёх перепродаж они оказываются у тех, кто может и хочет строить. Оформление земельных участков занимает от двух лет и больше, а для приближённых лиц - 6-8 месяцев. Выставлять хорошие участки на аукцион невыгодно, они могут уйти «не своим». А те, что выставляются, не имеют спроса, потому что это «чистое поле, никакой инженерии, никакой инфраструктуры и ещё обременение». По словам Р. Созарукова, участок рыночной ценой 10 млн выставляют за 40 млн, чтобы показать, что аукцион был, но его никто не купит, т. к. ещё в инфраструктуру нужно вложить 1,2 млрд рублей, плюс расходы на планировку и межевание. Кроме того, в Волгограде частный бизнес выдавлен из коммунальной сферы, а с тех пор, как там стали всем управлять МУПы, подключиться к сетям стало архисложно: «Надо заплатить определённую тарифную ставку, сверх этого многократно заплатить, «занести» в определённые кабинеты». Казалось бы, картина получилась исчерпывающая, но губернаторы нашли, что к ней добавить.

Припугнул, что посадим

Губернатор Астраханской области А. Жилкин рассказал, как выглядит на практике акт выбора земельного участка - прописанная в Земельном кодексе процедура:

- Вот, допустим, я пришёл к главе муниципалитета, написал письмо: прошу выделить мне участок для строительства бани. 30 дней они будут принимать решение, чтобы выдать мне акт, где будет 12 подписей, которые нужно собрать Сколько времени займёт сбор этих подписей - неизвестно. Муниципалитет может уже отдать этот участок кому-то другому, а тот всё будет ходить по кабинетам: «И никакого наказания для муниципального чиновника не существует. То есть нужно здесь в Гражданский кодекс и, я думаю, даже в Уголовный включать статьи и наказывать». А. Жилкин говорит, что созданию МФЦ яростно противились муниципалитеты: 99% согласований идёт на уровне муниципальных служб, и им не хотелось выпускать этот ресурс из рук. Он рассказал, как зарезервировал участок под программу переселения из ветхого и аварийного жилья: «Три года назад сказал мэрии: не трогать, сносим этот участок - будет комплексная застройка. Разработал программу, коммуникации - всё вводим за счёт бюджета. И когда в этом году дал команду, чтобы всё было снесено... хлоп - узнаю, что половина участка выдана. Каким образом? Кто сделал? Когда? Задним ли числом? Вот когда припугнул, что просто посадим (так, набрался наглости и сказал: посажу, хотя сам не могу!), всё назад понеслось!» А вологодский губернатор В. Позгалёв сказал, что с подобной ситуацией, которую он называет блудом, можно справляться только «силовым методом, запугиванием». И ещё - жалобы в прокуратуру. Он говорит, что 90% нарушений, выявленных прокуратурой и Минрегионом, относится к компетенции органов местного самоуправления. Выход - исключить из всех законов, кодексов и регламентов «вилки», максимальные и минимальные, чтобы не было никакого люфта. Председатель правительства Республики Тыва Ш. Кара-Оол вынужден лично заниматься даже строительством элементарного киоска в городе Кызыле: он устраивает совещания, на которых призывает энергетиков создать вменяемую ситуацию для застройщика.

Кстати, А. Жилкин рассказал, как муниципалитеты сопротивляются реформам в этой сфере: «Нераспределённая земля, неразграниченная земля, которая является де-факто собственностью федерации, - в однозначном управлении муниципалитетов. Мы-то не управляем ни клочком земли». Итак, губернаторам обещаны изменения в законах и нормативных актах. Но и дана установка: не ждите, делайте сами всё, что можно. А что можно? Прежде всего - преодолевать «человеческий фактор». После заседания первый вице-губернатор Волгоградской области Геннадий Чуриков на пресс-конференции говорил именно об этом:

- Получение земельного участка - это целая проблема. Об этом я знаю не потому, что так говорили на заседании, мои друзья, бизнесмены и просто люди, рассказывали, что прохождение по всем инстанциям и получение разрешительной документации - это сущий ад. Причина как раз в человеческом факторе, исключить который полностью - так же невозможно, как искоренить коррупцию: «Всегда найдутся нечестные и непорядочные люди, которые будут использовать свои возможности и служебное положение для нарушения закона». Поэтому и Г. Чуриков надеется на жёсткие правила, нарушение которых повлечёт серьёзную ответственность, в том числе и уголовную. Кроме того, областные власти намерены в осеннюю сессию провести через областную думу закон, позволяющий администрации распоряжаться землями, право собственности на которые не разграничено. По словам Г. Чурикова, таких земель в регионе до 70%. И если область возьмёт, как собирается, эти земли в свои руки, у муниципалитетов появится жёсткий конкурент. Второе направление решения этой проблемы - уже не рыночное и не экономическое, а политическое. Многократно повторенная мысль о том, что у губернаторов нет рычагов влияния на муниципалов, требует выхода. В документах Минрегионразвития предлагается установить им критерии оценки, учитывающие работу для застройщиков, но главам муниципалитетов от этих критериев горя мало - выиграть выборы соответствие этим критериям не поможет, там другая система координат. Поэтому у темы снятия барьеров в строительстве есть и политическая подкладка: массовый переход от выборов мэров к назначению сити-менеджеров.

Анна СТЕПНОВА