Брэнд с косточками

Идея сделать арбуз брэндом Волгоградской области - интересная, но спорная. С одной стороны, объёмы производства и качество бахчевых позволяют региону называться крупнейшим производителем в стране. С другой стороны - звание арбузного лидера успешно закрепляет за собой Астрахань. Как его отбивать, и с тоит ли вообще это делать?

Арбузная идея

Как известно, автор арбузной идеи - первый зампредседателя правительства России Виктор Зубков, который предложил нашему губернатору Анатолию Бровко продвинуть регион за счёт бахчевых, так как нигде в стране нет арбузов в таком количестве и такого качества, как в Волгограде и Астрахани. Объёмы действительно внушительные: по данным облкомитета по сельскому хозяйству и продовольствию, в 2009 году в регионе бахчевыми было занято 47,3 тыс. га, а валовый сбор составил без малого 89 тыс. тонн. В этом году площадь бахчей уменьшились до 33,2 тыс. га, но собрать с них планируют 176 тыс. тонн бахчевых. Впрочем, планировать можно сколько угодно, но жара и засуха делают своё дело. Если в Астрахани арбузы в основном поливные, и те уже собрали первый урожай, то у нас арбузы богарные, то есть неполивные, засухоустойчивые. Но утверждение, что жара им не страшна, преувеличено.

- При таких высоких температурах пропадает пыльца, не получается завязь. Или растение гибнет из-за нехватки влаги, - рассказала директор Быковской бахчевой селекционной опытной станции Татьяна Колебошина. - Ранние сорта уже засохли или остановились в росте. На поздних завязь ещё не появилась, хотя в это время должно идти активное плодообразование. Если в ближайшее время не пройдут дожди, урожая не будет. Богарный арбуз уродится в лучшем случае на 10-15% посаженных площадей. Поливной, возможно, уродится побольше, но и он при такой погоде болеет. Так что в этом году бахчеводам стоит готовиться к настоящему кризису. И если обычно рентабельность отрасли составляет 8,5-28%, то в этом году она будет значительно ниже. Затраты бахчеводов - с учётом подорожания электричества, топлива и прочего - постоянно растут. Даже на гектар богарного арбуза затраты уже составляют 7 тыс. рублей. Возникает закономерный вопрос - так ли надёжен арбузный доход?

- Настолько ненадёжен, что людям, занятым только в этой сфере, засуха наносит непоправимый ущерб, - говорит Т. Колебошина. - Жить им будет не на что.

Бесценные сеялки

Труды бахчеводов облегчило бы использование современного оборудования - сеялок, семявыделительных агрегатов, культиваторов, поливальных машин, но ни фермеры, ни сотрудники опытной станции его не используют. Очень дорого. Например, покупка австрийской сеялки обойдётся в 700-800 тыс. рублей, а установка капельного орошения на площади в 5 га - в 70 тыс. рублей. Суммы для фермеров неподъёмные, а главное - неоправданные. Слишком велик риск получить отличный урожай высококачественной продукции, но не суметь её реализовать. Сбыт - самая острая головная боль фермеров-бахчеводов. Всё, что они сами могут, - ранним утром выйти на трассу и предложить свою продукцию водителям проезжающих мимо фур. Или - если есть свой транспорт - отвезти в Волгоград. Везти дальше - себе в убыток.

- Организовывать рекламу и сбыт продукции должна отдельная организация - ассоциация бахчеводов, которой в области нет, или профильный комитет при обладминистрации, - считает Т. Колебошина. - Тогда фермерам будет смысл и повышать урожайность, и покупать себе в помощь современную технику. А иначе всё останется в поле.

Веские аргументы

Предположим, что производство арбузов мы поставили на поток, но как продвинуть этот брэнд? Как сделать волгоградский арбуз узнаваемым? В Астрахани, к примеру, с 2002 года проводится фестиваль «Российский арбуз», в 2006 году создан единственный в Европе музей арбуза, где представлены муляжи бахчевых культур, научный материал, исторические документы и разработки ведущих НИИ и опытных станций, характеризующие современное промышленное бахчеводство. В том же 2006 году было решено запатентовать брэнд «астраханский арбуз» как торговую марку, а чтобы защитить его от подделки, создали специальный голографический знак. Кроме того, по просьбе фермеров, РЖД недавно выдали разрешение на перевозку арбузов на особых условиях - в крытых вагонах навалом с высотой загрузки в вагоне 1,8 м, а с установкой настила из досок - на высоту до 2,2 м. Так астраханцы увеличивают объёмы поставок в другие регионы, снижают риск порчи бахчевых, снижают их себестоимость. Всего в этом году астраханцы планируют отправить в разные регионы страны более 100 тыс. тонн арбузов.

Тем не менее, фермеры-бахчеводы Волгоградской области уверены, что Астрахань им не конкурент: и объёмы производства здесь выше, и качество продукции лучше, даже несмотря на потери этого года. Да и арбузный фестиваль в Камышине в этом году пройдёт уже в четвёртый раз. И даже фестиваль «Российский арбуз» однажды удалось перетащить в Быково - это было в 2007-м. К тому же родина российского арбуза - Быково - находится теперь не в Астраханской губернии, а в Волгоградской области. Волгоградские сорта действительно самые вкусные, популярные и распространённые. Их сеют и выращивают в Краснодаре, Воронеже, Ростове, Ставрополе, Молдове и Украине. Только собственную продукцию продавать некуда: нет договорённостей с автомобильными и железнодорожными перевозчиками, нет заключённых договоров на поставки в другие регионы страны. И ещё один момент. Что можно говорить об арбузном брэнде, если старейшая в стране Быковская бахчевая селекционная опытная станция, отмечающая в этом году 80-летие, просит у власти - в подарок и в благодарность за многолетние труды - простую пассажирскую газельку - сотрудников на работу возить. Старые автобусы запретили эксплуатировать как опасные для жизни и здоровья, а купить новые не на что.

МНЕНИЯ

Генеральный директор ЗАО «Финансовый брокер «Август» Карэн ТУМАНЯНЦ:

- Выдумать брэнд из ничего - можно, но успех этого мероприятия будет под большим вопросом. Мне, например, знакомы понятия «быковский арбуз» или «камышинский арбуз», - от этих сочетаний слов веет длительными сложившимися традициями. А волгоградский арбуз - это что-то абстрактное и непонятное. Возможно, для жителей других регионов это будет интересной приманкой, но не для местных. Возможно, он подходит как нишевый, зонтичный брэнд для продвижения арбузов, выращенных в Волгоградской области. Как брэнд «Курорты Краснодарского края» - общее понятие, а не один конкретный курорт. Но на уровне репутации региона в целом арбузы - это довольно узко и диссонирует с реальным положением дел. В основном регион-то индустриальный. Можно попытаться искусственно и целенаправленно продвигать этот продукт, создать ему репутацию, но гораздо грамотней идти от того, что уже есть. Когда речь идёт о сельскохозяйственной культуре, потребителю важна её история: как давно она возделывается на данной территории. И тут мы тоже проигрываем Астрахани, которая была и остаётся Астраханью уже несколько столетий, а Волгоград как таковой появился лишь в 60-х годах прошлого века.

Проректор Волгоградской сельскохозяйственной академии Владимир ЛОБОЙКО:

- Арбуз может быть брэндом Быковского или Камышинского района, но не области в целом. Хотя в последние годы мы немного обогнали астраханцев по объёмам производства, но в качестве мы им уступаем. Поэтому астраханские арбузы хорошо известны в Москве и других областях. А у нас есть более яркие и важные достопримечательности - Родина-мать, реки Волга и Дон, озеро Эльтон. Если говорить о выращиваемых культурах, надо вспомнить, как широко славятся наши сладкие помидоры. Чем не брэнды?

Анастасия КУВШИНОВА