Умеренно жёсткий

В сложных финансовых условиях бюджет региона становится главным ориентиром: если в бюджете есть деньги, значит, справимся. Заместитель главы администрации Волгоградской области - председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Александр ДОРЖДЕЕВ уверен, что справимся. Об этом он рассказал «ДП».

Реально, а не виртуально

- Александр Владимирович, каково текущее состояние бюджета области? Деньги есть?

- Есть. Но есть и сложности. В бюджете 2009 года был заложен ряд расходных обязательств, которые отсутствовали в 2008 году: повышение на 30% зарплаты работникам бюджетной сферы, плюс увеличение минимальной зарплаты с 2400 до 4330, в итоге у нас расходные обязательства выросли на 6 миллиардов рублей. Поэтому, рассматривая проект бюджета нынешнего года, мы договаривались, что в 2009-м посмотрим его основные параметры, сверим с тенденциями в экономике. Так и сделали: по итогам первого квартала внесены изменения в бюджет - на 6,2 млрд рублей сокращена доходная часть, на 3,8 млрд рублей оптимизированы расходы. В первом полугодии мы недобираем около 11% налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2008 годом. По налогу на прибыль идёт недобор на 32%, по налогу на доходы физических лиц - 6%. В других регионах потери составляют 30, 40 и даже 60%, так что у нас ситуация умеренная. Но исполнение бюджета осуществляется в жёстких условиях, поэтому для главных распорядителей бюджетных средств очень важно оптимизировать свои расходы, просмотреть, где ещё можно сжаться, чтобы в 2010 году быть устойчивыми. Сегодня для нас, как говорил Владимир Владимирович Путин, важна объективная оценка активов. Мы должны пользоваться тем, что у нас есть реально, а не виртуально. Поэтому очень важно пересматривать расходные обязательства, исходя из реальных доходных источников, которые поступают непосредственно в наш бюджет. На сегодняшний день все социальные обязательства мы финансируем вовремя и в полном объёме, включая даже июльские расходы - отпускные для учителей. Напряжение есть в финансировании по капитальным вложениям. Проблемный вопрос для нас - это возврат переплаты по налогу на прибыль. В декабре были изменены условия зачисления налога на прибыль в бюджет, есть ряд изменений по НДФЛ. Возврат излишне уплаченных налогов - это дополнительная нагрузка для нас, поскольку мы из-за особенностей формирования налоговой отчётности, естественно, в бюджете эти возвраты не учитывали. В целом по консолидированному бюджету мы недобираем порядка 10% по сравнению с 2008 годом. Муниципальные образования недополучают НДФЛ, хотя и по-разному: у Волжского снижение порядка 7%, Волгоград - 12%, а больше всего проблем в Камышине - там снижение около 28%, поскольку предприятия промышленности остановили работу. Поэтому могу повторить: бюджет умеренно жёсткий. Администрация области все социальные обязательства будет исполнять в полном объёме и своевременно.

Оптимисты и реалисты

- Выпадающие доходы бюджета области в 2009 г. по оценке Минрегиона составляют около 20 млрд руб., а по оценке администрации области - около 6 млрд руб. Чем объясняется такое расхождение?

- У Министерства регионального развития есть, очевидно, своя позиция, но нам более понятна оценка Министерства финансов. Минфин прогнозировал, что мы, исходя из своих макроэкономических показателей, недоберём около 14 миллиардов рублей. Мы же, закончив это полугодие, видим, что у нас общий недобор будет порядка 6 млрд с учётом поправок бюджета. Думаю, в начале августа мы сможем более точно оценить, как сложится бюджет всего года. По крайней мере, будет ясно, как поведут себя наши крупные налогоплательщики, потому что сейчас, как я уже сказал, идёт большой возврат переплаченных налогов, даже Сбербанку нам приходится возвращать налог на прибыль 130 млн. И таких примеров много. Поэтому с учётом возвратов в июле-августе мы сделаем корректировку своих прогнозов. Сложно сказать однозначно, как себя поведёт экономика, поэтому у Минрегиона своё видение ситуации, у Минфина - своё. А мы всё-таки работаем с Минфином.

- Но и они дают более пессимистичный прогноз, чем область. Кстати, есть житейская версия: мол, они вычли все трансферты, которые не хотят региону давать, и на этом успокоились.

- Вообще-то мы за 6 месяцев получили всю годовую дотацию из федерального бюджета.

- Я об этом знаю, но есть ли другие объяснения столь мрачному взгляду на наш регион?

- Мрачного взгляда не замечаю. Федерация очень тепло относится к Волгоградской области, оказывает содействие во многих проектах: это и поддержка предпринимательства, и программа переселения из ветхого жилья. Планируемая на конец сен-тября сдача моста через Волгу показывает, что правительство делает очень много для поддержания нашей экономики, целевых программ, которые осуществляются на нашей территории.

Сразу в XXI век

- В последние год-два федеральное правительство стало активнее работать с проектным финансированием. Это становится главным принципом работы? Сделали хороший проект работы с предпринимателями - вот вам денежки, есть хороший проект работы с безработными - вот вам денежки.

- Это правильный подход, потому что он позволяет видеть эффективность бюджетных расходов. Можно оценивать, какие показатели достигнуты, что от этого получает область. Если мы посмотрим итоги реализации национальных проектов, увидим, например, как выросла оснащённость медицинским оборудованием. Во многих регионах и в целом по России увеличилась рождаемость - это материнский капитал сработал. В сфере образования это обеспеченность школ литературой, оргтехникой, школьными автобусами. Конечно, мы понимаем, что выполняется пока лишь то, что до этого годами не делалось. Но реализация национальных проектов позволила всем субъектам федерации, вплоть до сельских поселений, это сделать.

И это очень важно.

- Последнее заседание весенней сессии в областной думе началось с парламентского часа, на котором депутаты продемонстрировали своё неудовольствие по поводу исполнения областных целевых программ, которые в среднем профинансированы на 1,7%. Это мало даже с учётом секвестра бюджета. Или нет, не мало?

- Вопрос в другом. Идёт масштабное изменение законодательства. С 1 января 2009 года утверждение программ осуществляется высшим органом исполнительной власти. У нас же есть программы, которые утверждает высший исполнительный орган власти, есть ведомственные программы, которые утверждает непосредственно главный распорядитель бюджетных средств. Поэтому в думу внесены восемь законопроектов о признании утратившими силу законов об утверждении областных целевых программ. Утверждены постановлением администрации четыре долгосрочные целевые программы, ещё одна программа - приказом ведомства, шесть - на стадии утверждения. Эта рутинная работа позволяет приводить программы в соответствие с законом. А по финансированию да, я согласен в том плане, что у нас в первую очередь идёт финансирование зарплаты и социальных выплат. Капитальные вложения недофинансируются из-за недостаточности поступающих доходов.

- Значит ли это, что вы финансируете только самое главное, чтобы с голоду не умереть, а что-то придерживаете, чтобы попозже посмотреть, как складывается ситуация?

- Видите ли, наши основные источники доходов - налог на прибыль и НДФЛ. Налог на прибыль поступает 29-го и 30-го ежемесячно, в течение месяца идёт поступление НДФЛ, поэтому в финансировании расходов есть сдвиг на конец месяца, с переходом на следующий месяц. И основная часть финансирования идёт в начале следующего месяца. У нас проблема была связана в первую очередь с тем, чтобы выдать отпускные учителям, это огромная сумма - более 1,5 миллиардов. Второй немаловажный фактор - недопоступление средств. Вы же видите, что налогов мы собираем на 11% меньше, чем в прошлом году, а расходы выше.

- В Волгоградской области падают объёмы производства и налоговые поступления. Единственное, что стабильно растёт, - это розничный товарооборот. Из-за чего это происходит?

- Очевидно, из-за того, что у населения деньги есть. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что для предпринимателей всё время упрощают условия, уже очень многие имеют право работать без кассовых аппаратов и по заявительному принципу. А это благодатное поле для большого скрытия доходов. Кроме того, предприниматели продолжают практику зарплат в конвертах. Официально платят по 5-7 тыс., а реально - 15-17. Отсюда, кстати, недобор по НДФЛ. Растут и вклады населения. Согласно статданным, у нас на 1 ноября прошлого года они составляли порядка 47 миллиарда, на 1 января - 52 миллиарда, а на 1 июня, если мне память не изменяет, - 58 миллиардов рублей. Всё это говорит о том, что деньги у людей есть, но тратить они их сегодня предпочитают не на крупные покупки - жильё, машины и так далее, а на повседневные товары. Отсюда и рост розничного товарооборота.

- Я всё равно не понимаю, почему производство падает, а доходы населения - растут.

- Вспомните про повышение зарплаты бюджетникам. В Краснодарском крае подняли зарплаты на 22% с 1 января. А мы - с 1 декабря сразу на 30%.

А мужики-то и не знают

- Каково состояние бюджетов муниципальных образований - районого, поселкового уровня?

- Не так плохо, как иногда кажется. На 1 июля остатки собственных средств местных бюджетов составляют более миллиарда рублей. Последние года три мы активно занимались укреплением местных бюджетов, законодательно утвердили новую методику межбюджетных отношений, выстроили механизмы и процедуры, которые позволяют им чувствовать себя уверенно. В 2009 году расчётный объём фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,45 раза, при этом было учтено и повышение заработной платы на 30%, в том числе и по детским садам. За бюджетами городских округов и поселений, входящих в состав муниципальных районов, по-прежнему закреплён единый норматив отчислений по НДФЛ в размере 10%. Это 2,2 млрд рублей дополнительно. По-прежнему муниципальным образованиям гарантировано неснижение расчётного объёма дотаций. Так что запас средств у них есть, хотя у всех районов по-разному: где 3 миллиона, а где и 40.

- Тем не менее, хватает пессимистических прогнозов: мол, если вы думаете, что у вас сейчас плохо, вы ошибаетесь - по-настоящему плохо будет осенью, поэтому радуйтесь, что пока у вас всё хорошо. А что у них будет плохо осенью?

- Плохо может быть только у тех, кто не пожелал оптимизировать свои расходы. Некоторые продолжают покупать себе машины, думая, что всё будет так же, как в прошлом году, потому что у них есть какие-то остатки средств. Вот тут они ошибаются. В 2007-2008 годах мы много сделали для укрепления финансовой устойчивости муниципальных образований, сельских поселений. Наша задача была в том, чтобы они у себя провели инвентаризацию расходов, выбрали то, что реально необходимо - например, для подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме. Безусловно, 2008 год был одним из самых удачных в экономическом плане, в том числе и для муниципальных образований. К примеру, один Камышинский район за 2008 год сделал капвложений на 95 миллионов, никогда в жизни столько не было. Их желание продолжать в том же духе и в этом году понятно, но мы говорим: нет, остановитесь. Давайте реально посмотрим, что вы можете и что вы не можете делать. Школу музыкальную строить? Перетерпите год, два. Иначе осенью вы скажете, что на зарплату не хватает. Поэтому скажу так: запас прочности у муниципальных образований есть, но мы им рекомендуем учитывать, что 2010 год будет ещё более тяжёлым, чем нынешний.

- Вы даёте им рекомендации, какие именно расходы надо сократить?

- Конечно. Но у каждого муниципального образования своя специфика, поэтому они должны сами смотреть, как оптимизировать расходы - и по аппарату управления, и по бюджетополучателям, по всему спектру расходных обязательств. Все расходы, без которых можно обойтись, надо сокращать. Только они пока ещё не чувствуют этого.

Анна СТЕПНОВА